Вопрос: В организацию принят на работу новый работник. На предыдущем месте работы ему не выдали справку о сумме заработной платы, на которую были начислены страховые взносы за два года, предшествующих году увольнения. Однако у него есть справки по форме 2-НДФЛ за текущий и два предшествующих ему года (2014 - 2016 гг.).
Вправе ли организация для целей исчисления пособия по временной нетрудоспособности использовать сведения о доходах из справок по форме 2-НДФЛ?
Ответ: Справки по форме 2-НДФЛ с предыдущих мест работы содержат информацию о доходах работника, однако использование их для целей исчисления пособия по временной нетрудоспособности законодательством не предусмотрено. В рассматриваемом случае следует выплатить пособие по временной нетрудоспособности исходя из МРОТ и впоследствии, когда сведения из ПФР или справки по установленной форме будут представлены, пересчитать его.
Обоснование: Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с мест работы у других страхователей по форме и в порядке, утвержденных Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н (далее - Приказ N 182н) (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)).
Помимо суммы заработка, в справке указываются сведения о количестве календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую зарплату за этот период не начислялись страховые взносы в ФСС РФ (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Данная справка должна быть выдана страхователем (работодателем) либо при увольнении работника, либо в течение трех рабочих дней со дня обращения работника с письменным заявлением о выдаче справки (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ). При невозможности вручить справку лично работодатель может (с согласия работника) выслать ее по почте (п. 2 Порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись, утвержденного Приказом N 182н).
Если застрахованное лицо не имеет возможности представить справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с мест работы у других страхователей, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующих страхователей на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Запрос сведений о заработке застрахованного лица, а также форма сведений и Порядок их представления территориальным органом Пенсионного фонда РФ должны соответствовать предусмотренным для них формам и порядку (Приказ Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н).
Таким образом, доходы, полученные работником у других работодателей, подтверждаются либо справкой о сумме заработка по установленной форме, выданной предыдущим (предыдущими) работодателем (работодателями), либо сведениями о заработке застрахованного лица, представленными территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Возможности подтвердить заработок, полученный у предыдущих работодателей, другими способами Законом N 255-ФЗ не предусмотрено.
Если у работника имеются справки по форме 2-НДФЛ, то, несмотря на наличие в них соответствующей информации о доходах (с учетом проведения необходимых корректировок, обусловленных тем, что объекты обложения НДФЛ и страховыми взносами не полностью совпадают), они не будут являться должным подтверждением выплат работнику, из которых необходимо рассчитывать пособие по временной нетрудоспособности.
Суды также считают, что справка о заработной плате 2-НДФЛ не является надлежащим подтверждением размера заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 N 33-12662/2013, Апелляционное определение Костромского областного суда от 26.03.2012 N 33-384).
Следовательно, если организация при выплате пособия будет основываться на справках по форме 2-НДФЛ, то даже в том случае, если пособие будет рассчитано верно, высока вероятность того, что проверяющие пересчитают его без учета данных сумм, поскольку они не подтверждены в предусмотренном Законом N 255-ФЗ порядке.
При отсутствии справки о сумме заработка пособие назначается на основании имеющихся у работодателя сведений и документов (в том числе представленных работником), а после получения справки или сведений из Пенсионного фонда производится перерасчет суммы пособия (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). В рассматриваемом случае следует выплатить пособие по временной нетрудоспособности исходя из среднего заработка, равного МРОТ, и впоследствии, когда сведения из ПФР или справки по установленной форме будут представлены, пересчитать его (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 13.09.2012 N 33-4141АП/2012г.).
Е.А.Рожкова
Издательство "Главная книга"
01.07.2016