Вопрос: Должен ли работодатель ставить на миграционный учет временно пребывающего иностранного работника, если у него есть регистрация по месту пребывания (у физического лица)?
Ответ: Работодатель обязан поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранного работника независимо от наличия у него регистрации по месту пребывания у физического лица. Однако в судебной практике есть и противоположная точка зрения.
Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учете) временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. На основании ч. 3 ст. 20 Закона о миграционном учете уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной, за исключением случаев, когда у принимающей стороны есть документально подтвержденные уважительные причины, препятствующие направить такое уведомление, либо когда иностранный гражданин имеет право собственности на жилое помещение (ч. 3, 3.1 ст. 22 Закона о миграционном учете). При этом принимающей стороной в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете являются, в частности, гражданин РФ, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Таким образом, в силу прямого указания Закона о миграционном учете работодатель является принимающей стороной для иностранного гражданина.
Миграционное законодательство не содержит положений, позволяющих сделать вывод, что у иностранного гражданина может быть только одна принимающая сторона. Также Закон о миграционном учете не содержит норм, освобождающих работодателя от обязанности ставить иностранного работника на миграционный учет по месту пребывания, если он уже зарегистрирован по частному адресу у физического лица. Таким образом, если работодатель не поставит иностранного работника на миграционный учет с соблюдением установленных законом сроков, он может быть привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это подтверждается судебной практикой (см. Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.06.2015 по делу N А21-1963/2015, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.09.2012 по делу N А39-4088/2011).
При этом нельзя не отметить, что в судебной практике встречается и противоположная точка зрения. Например, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.04.2016 N Ф08-1756/16 по делу N А53-19447/2015 суд указал, что иностранный гражданин проживает у своей тети, она является принимающей стороной, а поэтому обязанность по постановке на миграционный учет у работодателя отсутствует. Также органы миграционного учета часто вообще не выносят постановление о привлечении к административной ответственности, если у работодателя есть копия корешка уведомления о прибытии, подтверждающего регистрацию иностранца по частному адресу.
Однако, учитывая неясность законодательства, а также то, что штраф на юридических лиц по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ составляет от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, рекомендуем работодателю ставить временно пребывающих иностранных работников на миграционный учет независимо от наличия у них регистрации по месту пребывания у физических лиц.
А.О. Пучкина
ЗАО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр
04.12.2017