Вопрос: Организация (ПАО) является гостиничным комплексом. Необходимо ли наличие медицинских книжек у всех работников гостиницы, включая бухгалтерию, отдел кадров и отдел продаж?
Ответ: Действующим законодательством не определен перечень конкретных наименований должностей работников, обязанных иметь медицинскую книжку. По нашему мнению, требование об оформлении личной медицинской книжки касается всех работников гостиницы, включая бухгалтерию, кадры и отдел продаж.
Обоснование: В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
Пунктом 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.
Согласно п. 6 ст. 34 Закона N 52-ФЗ порядок учета, ведения отчетности и выдачи работникам указанных документов, наряду с порядком проведения обязательных медицинских осмотров, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Форма личной медицинской книжки утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ N 402). При этом форма личной медицинской книжки утверждается для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (п. 1.1 Приказа N 402).
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н введены в действие с 01.01.2012 Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Приказ N 302н).
Работы в гостиницах, общежитиях входят в перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (ч. 4 ст. 213 ТК РФ, п. 23 Приложения N 2 к Приказу N 302н).
Примерный перечень профессий, требующих наличия медкнижки, приведен в Письме Минздрава России от 07.08.2000 N 1100/2196-0-117 "О направлении перечня профессий" (далее - Перечень). В Перечне указаны в числе прочих должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, работающие в гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, туроператорских и туристических фирмах (п. 4.3 Перечня).
Из вышеизложенного следует, что действующим законодательством не определен перечень конкретных наименований должностей работников, обязанных иметь медицинскую книжку. Следовательно, по нашему мнению, требование об оформлении личной медицинской книжки касается всех работников гостиницы, включая бухгалтерию, кадры и отдел продаж.
Напоминаем, что отсутствие у работника личной медицинской книжки или отсутствие в ней записей, свидетельствующих о прохождении работником медицинского осмотра, является основанием для привлечения организации или соответствующих должностных лиц к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ю.Ю. Астахова
ЗАО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр
21.12.2017