Вопрос: Организация для участия в выставке приобрела футболки с логотипом компании, которые будут выданы участвующим в выставке (работающим на стенде) работникам. Заказ был для конкретных работников, по их размерам. После окончания выставки футболки остаются у работников без взимания платы. Вправе ли организация учесть затраты на покупку футболок с логотипом в составе расходов по налогу на прибыль и в каком порядке? Надо ли удерживать НДФЛ со стоимости футболок после их передачи работникам?
Ответ: Организация при исчислении налога на прибыль вправе учесть затраты на покупку футболок в составе расходов на рекламу. В то же время футболки с логотипом организации можно отнести к форменной одежде. При этом на основании позиции Минфина России, если форменная одежда, выдаваемая работникам, передается им в собственность, ее стоимость учитывается в составе расходов на оплату труда.
Футболки, выданные организацией своим работникам для участия в выставке и переданные впоследствии им в собственность, являются доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в вышеуказанных абзацах п. 4 ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
При этом НК РФ не содержит перечня затрат, связанных с участием в выставках.
В то же время в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152 указано, что при классификации затрат, связанных с участием в выставках, и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях.
Следует учитывать, что возможен и иной порядок учета затрат на покупку футболок с логотипом.
В соответствии с Письмом Минфина России от 02.04.2009 N 03-03-06/1/207 форменная одежда предназначена для того, чтобы содержать и доводить до сведения потребителей наглядную информацию о принадлежности работника к конкретной организации.
Поэтому форменная одежда должна быть выполнена в единой цветовой гамме и содержать товарный знак или логотип организации, ее символику. Причем товарный знак (логотип, символика) должен быть нанесен непосредственно на одежду, а не содержаться на значке, галстуке, косынке или жилете.
В связи с тем что футболки с логотипом организации относятся к форменной одежде, при решении вопроса о порядке учета затрат на приобретение футболок при исчислении налогооблагаемой прибыли необходимо принимать во внимание позицию Минфина России, отраженную в Письме от 05.07.2011 N 03-03-06/2/109, в соответствии с которой, в случае если форменная одежда, выдаваемая работникам, передается им в собственность, ее стоимость учитывается в составе расходов на оплату труда на основании п. 5 ч. 2 ст. 255 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ.
В связи с этим футболки, передаваемые организацией своим работникам в собственность, являются доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Необходимо отметить, что если в данном случае рыночная стоимость безвозмездно переданной работнику футболки не превышает 4 000 руб., то полученный доход может не облагаться НДФЛ на основании п. 28 ст. 217 НК РФ при соблюдении соответствующих условий.
Н.Н. Тактаров
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
12.01.2018