Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
style="max-height: 50vh;">
style="max-height: 50vh;">
Вопрос: Субъект малого предпринимательства (микропредприятие) не имеет локальных актов, коллективного договора. Может ли он быть привлечен к ответственности за отсутствие на предприятии алгоритма индексации заработных плат работников?

Ответ: Субъект малого предпринимательства (микропредприятие), отказавшийся от принятия локальных актов в своей организации, должен будет включить соответствующие условия в трудовые договоры с работниками:
- о своей обязанности обеспечивать повышение уровня реального содержания заработной платы работника (пп. "к" п. 13 разд. III типовой формы трудового договора);
- о порядке индексации зарплаты (в п. 15 разд. IV типовой формы трудового договора).
За необеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы такой работодатель будет нести административную ответственность независимо от своего статуса микропредприятия.

Обоснование: Статьей 134 Трудового кодекса РФ установлены требования к обеспечению повышения уровня реального содержания заработной платы. Обеспечение повышения уровня включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Действующим законодательством порядок индексации не установлен. Если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, ему необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты (Письмо Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1).
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.06.2010 N 913-О-О, следует, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательской способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ). В силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Для работников, занятых у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных гл. 48.1 ТК РФ.
Согласно ст. 309.2 ТК РФ работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858 была утверждена типовая форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям. Данной формой в пп. "к" п. 13 разд. III "Права и обязанности работодателя" предусмотрена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в порядке и в сроки, которые установлены настоящим трудовым договором, а также обеспечивать повышение уровня реального содержания заработной платы.
Указанный порядок повышения уровня реального содержания заработной платы устанавливается в п. 15 разд. IV "Оплата труда работника" типовой формы трудового договора, который предлагает два варианта на выбор: либо в рассматриваемом трудовом договоре (повышение должностного оклада (тарифной ставки), размера вознаграждения за результаты работы или иной способ), либо в коллективном договоре, соглашении (в случае заключения), в локальном нормативном акте (в случае принятия) (необходимое типовой формой предлагается указать).
Таким образом, несмотря на то что сама норма ст. 134 ТК РФ предусматривает, что другие работодатели обеспечивают индексацию зарплат в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в отношении же субъекта малого предпринимательства такое регулирование перенесено на трудовой договор с работником.
Ответственность за необеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы по соответствующей части ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях такой работодатель будет нести независимо от своего статуса микропредприятия. Отдельной практики и статистики наказаний именно по микропредприятиям за нарушение требований ст. 134 ТК РФ еще не сформировалось. Однако реальность привлечения работодателей за то, что они не урегулировали вопросы по индексации, имеется (см., например, Решение Свердловского областного суда от 19.04.2017 по делу N 72-481/2017). Риск привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ имеется, если локальные акты не предусматривают порядок повышения уровня реального содержания заработной платы (см. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11.04.2017 N 7-609/2017 по делу N 12-76/2017).
С учетом данной практики, думаем, в отношении микропредприятия нарушением трудового законодательства будет являться невключение работодателем соответствующего пункта в типовую форму трудового договора или же включение обязанности по обеспечению повышения уровня зарплат (в пп. "к" п. 13 разд. III типовой формы), но не установление конкретного порядка индексации в п. 15 разд. IV типовой формы трудового договора.
При этом следует отметить имеющуюся иную судебную практику. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 06.07.2017 по делу N 33-22702/2017 суд, отказывая в обязании работодателя проиндексировать заработную плату, исходил из того, что в организации отсутствуют коллективный договор, а также локальные нормативные акты, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена. Кроме того, суд отметил, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательской способности по своей природе представляет государственную гарантию, а работодатель не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, в связи с чем нет оснований для обязания работодателя проиндексировать заработную плату работника.

Н.В. Пластинина
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
27.10.2017



style="max-height: 50vh;">
 
Страница 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28 >> 29 >> 30
правое меню
Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!