Вопрос: Могут ли привлечь организацию к ответственности, если она представила форму СЗВ-М не по всем работникам, а после окончания срока сдачи представила дополняющую форму СЗВ-М?
Ответ: Организацию могут привлечь к ответственности, если она после окончания срока сдачи представила дополняющую форму СЗВ-М. Однако судебная практика неоднозначна.
Обоснование: Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.
Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), определен порядок ведения ПФР индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Пунктом 39 Инструкции определено, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
ПФР в своем Письме от 28.03.2018 N 19-19/5602 высказал точку зрения, согласно которой страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки ПФР самостоятельно представить в ПФР уточненные или исправленные сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. И финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретно застрахованное лицо.
Представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций.
Однако судебная практика неоднозначна. Например, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 30.01.2018 по делу N А07-16149/2017 указал, что штрафа в данном случае не должно быть. При этом Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 02.06.2017 N 13АП-8401/2017, 13АП-9199/2017 указывает, что за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-М, содержащих информацию не по всем работникам, правомерно привлечение к ответственности.
При этом Верховный Суд РФ в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 указал, что, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Т.Е. Горбунова
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр
26.07.2018