Вопрос: Правомерно ли досрочное проведение специальной оценки условий труда, если срок окончания действия результатов аттестации рабочих мест не наступил и отсутствуют факторы, указанные в ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ?
Ответ: Если срок окончания действия результатов аттестации рабочих мест не наступил и отсутствуют факторы, указанные в ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), полагаем, что досрочное проведение специальной оценки условий труда правомерно.
Обоснование: Одной из основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В плановом порядке специальная оценка условий труда на рабочих местах проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
В ряде случаев работодателю необходимо проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Так, согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ случаев (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
Часть 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ устанавливает, что, в случае если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Как видно из содержания ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, работодатель вправе провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Отсутствие факторов, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, также не препятствует проведению внеплановой специальной оценки условий труда до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, поскольку законодательством о специальной оценке условий труда не установлен запрет на ее проведение в данной ситуации.
Таким образом, полагаем, что, если срок окончания действия результатов аттестации рабочих мест не наступил и отсутствуют факторы, указанные в ст. 17 Закона N 426-ФЗ, досрочное проведение специальной оценки условий труда возможно.
Ю.С.Таранова
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Государственная инспекция труда
в Республике Карелия
26.10.2015