Вопрос: Является ли ошибкой нарушение нумерации приказов о приеме на работу?
Ответ: Нарушение нумерации приказов о приеме на работу не является нарушением трудового законодательства. Если в трудовых книжках указаны те же номера, что и в приказах о приеме на работу, то это нельзя отнести к ошибке и исправление нумерации приказов не требуется.
Обоснование: В соответствии со ст. 68 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ о приеме на работу - это распорядительный документ, на основании которого вносится запись в трудовую книжку о приеме на работу, оформляется личная карточка работника, а бухгалтерия открывает лицевой счет и присваивает табельный номер работнику.
Для оформления приказа о приеме на работу могут применяться форма N Т-1 - в случае приема на работу одного работника и форма N Т-1а - при приеме на работу одновременно нескольких работников, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Кроме того, приказ о приеме на работу может составляться в свободной форме на бланках организации в соответствии с общими требованиями Государственного стандарта РФ "Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003" (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации") (далее - ГОСТ Р 6.30-2003).
В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 регистрационный номер входит в состав реквизитов документа. Номер документа также предусмотрен в унифицированных формах N N Т-1 и Т-1а.
В действующем законодательстве порядок нумерации приказов по личному составу не регламентирован. Нумерация первичной документации определяется правилами регистрации документов, принятыми в организации. Работодатель вправе разработать собственную систему регистрации документов, закрепив ее в локальном нормативном акте организации, например в инструкции по кадровому делопроизводству (ст. 8 ТК РФ).
Учитывая, что приказы о приеме на работу являются первичными документами, применяемыми также в бухгалтерском учете, при их оформлении необходимо учитывать и требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ номер документа не входит в состав обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Однако согласно п. 3.2.1.2 Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, Приказ Главархива СССР от 25.05.1988 N 33) (далее - ГСДОУ) регистрации подлежат все документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях. Регистрация документов означает, что факт создания или получения документа фиксируется путем проставления на нем определенного индекса с последующей записью данных о нем в регистрационные формы (п. 3.2.1.1 ГСДОУ).
Таким образом, ведение нумерации приказов о приеме на работу является необходимым в целях учета и упорядочения всей документации. Поскольку порядок ведения журнала регистрации приказов о приеме на работу законодательство РФ не устанавливает, нарушение нумерации не является нарушением трудового законодательства. Если в трудовых книжках указаны те же номера, что и в приказах о приеме на работу, то это нельзя отнести к ошибке и исправление нумерации приказов в данном случае не требуется.
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
02.02.2017