Вопрос: Входит ли приказ об утверждении формы расчетного листка в перечень обязательных документов, которые должна иметь организация?
Ответ: В перечень обязательных документов, которые должна иметь организация, приказ об утверждении формы расчетного листка не входит.
Обоснование: Государственные инспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки соблюдения норм трудового права на всей территории РФ любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных ст. 360 Трудового кодекса РФ.
На основании ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
- о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
- о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
- о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
- об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
При этом на основании ч. 2 ст. 136 ТК РФ форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Таким образом, форма расчетного листка должна быть в любом случае утверждена работодателем, применение неутвержденной формы расчетного листка, согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N 75-АД10-3, является нарушением трудового законодательства и влечет наложение административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Исходя из вышеизложенного форму расчетного листка нужно обязательно утвердить в организации, любым локальным нормативным актом, необязательно приказом. Однако по общей практике обычно издается именно приказ.
Следовательно, в перечень обязательных документов, которые должна иметь организация, входит локальный нормативный акт работодателя, утверждающий форму расчетного листка.
Если в организации нет приказа об утверждении формы расчетного листка, но есть такое положение, то в ходе проверки можно представить его трудовому инспектору и это не будет нарушением.
См. также: ...Как подтвердить получение расчетных листков работниками организации?
Подготовлено на основе материала
В.И. Цыганок
ООО "Болл Беверидж
Пэкеджинг Наро-Фоминск"
17.09.2018