Вопрос: Как подтвердить получение расчетных листков работниками организации (например, на случай судебных разбирательств, для подтверждения того, что бухгалтерия действительно выдавала расчетные листки)?
Ответ: По нашему мнению, фиксировать выдачу листков можно:
- либо с помощью журнала регистрации их выдачи, в котором работник будет подтверждать своей подписью, что получил листок;
- либо с помощью внесения в унифицированные формы расчетно-платежной ведомости по форме N Т-49 или платежной ведомости по форме N Т-53 (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) либо в другую, самостоятельно разработанную организацией и отраженную в учетной политике форму ведомости отдельного столбца, в котором работники будут расписываться за получение расчетного листка.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника:
- о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
- о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
- о размерах и основаниях произведенных удержаний;
- об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Информация о составных частях заработной платы должна быть доведена до сведения работника посредством представления ему расчетного листка.
Поскольку форма расчетного листка действующим законодательством не предусмотрена, работодатель разрабатывает его форму самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) и требований ч. 1 ст. 136 ТК РФ.
Таким образом, у работодателей есть обязательство выдавать всем работникам расчетные листки при выплате заработной платы, в том числе при перечислении ее на банковские карты. Это связано с тем, что ТК РФ не содержит каких-либо исключений в отношении представления работникам расчетных листков в зависимости от способа выплаты заработной платы.
Однако порядок выдачи расчетных листков, в том числе при перечислении заработной платы на банковскую карту, законодательством не определен (Письмо Минтруда России от 24.05.2018 N 14-1/ООГ-4375). Следовательно, такой порядок может быть определен в локальном акте организации. Данная точка зрения выражена в Письме Роструда от 18.03.2010 N 739-6-1. Кроме того, в локальном акте организации также можно предусмотреть, что расчетные листки направляются работникам по электронной почте (Письмо Минтруда России от 21.02.2017 N 14-1/ООГ-1560).
По нашему мнению, фиксировать выдачу листков можно с помощью журнала регистрации их выдачи, в котором работник будет подтверждать своей подписью, что получил листок. Также можно внести в унифицированные формы расчетно-платежной ведомости по форме N Т-49, платежной ведомости по форме N Т-53 либо в ведомость, самостоятельно разработанную организацией, отдельный столбец, в котором работники будут расписываться за получение расчетного листка.
Кроме того, важно помнить, что на основании ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде (в том числе за невыдачу расчетных листов) возможно наложение административного штрафа в размере:
- от 1000 до 5000 руб. - на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей);
- от 30 000 до 50 000 руб. - на юридических лиц.
См. также: Входит ли приказ об утверждении формы расчетного листка в перечень обязательных документов, которые должна иметь организация?
Подготовлено на основе материала
М.В. Пыстина
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
17.09.2018