В нормативных документах не закреплено, кто из сотрудников обязан составлять должностные инструкции. На практике эта работа стала обязанностью кадровой службы, ведь прямая задача кадровиков - работать с персоналом, в том числе следить за исполнением ими трудовых обязанностей, изложенных в письменной форме.
Вместе с тем, поскольку обязанность по составлению должностных инструкций нигде документально не закреплена, то и сам начальник отдела кадров вправе отказаться заниматься такой работой.
В такой ситуации руководитель организации обязан определить, кто конкретно из сотрудников должен выполнять работу по составлению инструкций, и оформить свое решение в виде распорядительного документа (например, приказом). Однако в разговоре с руководителем рекомендую заострить его внимание на том, что без помощи начальников отделов кадровику с задачей не справится. Действительно, только начальники отделов ясно представляют себе, чем занимаются их подчиненные. Очень часто, когда инструкции составляет кадровик, у него может быть недостоверная информация либо он составляет некий "идеальный" вариант, не отвечающей реальному состоянию дел. Поэтому желательно в приказе закрепить, что начальники отделов оказывают содействие кадровику, например, дают исходные данные или редактируют готовый текст. Если записать в приказ о том, что начальники отделов обязаны сотрудничать с кадровой службой, то потом вы смело можете жаловаться руководству, что они не реагируют на ваши просьбы помочь.
Л. Французова,
специалист по трудовому праву
ООО "Кадровый холдинг "Бета Пресс"
1 апреля 2006 г.
"Кадровик", N 4, апрель 2006 г.