Вопрос: Можно ли уволить за прогул работника, который не уведомил организацию об отсутствии на работе в связи с участием в выборах в качестве члена избирательной комиссии, если представление избирательной комиссии поступило от работника через 3 дня после выборов?
Ответ: Трудовое законодательство, устанавливая обязанность работодателя освобождать работника от основной работы на период исполнения государственной обязанности, не устанавливает обязательное представление работником соответствующего документа (представление избирательной комиссии) до исполнения государственной обязанности. Уволить работника за прогул, по нашему мнению, в данной ситуации нельзя.
Обоснование: Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей (ст. 165 ТК РФ).
Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).
В силу п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" за членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность) и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
Таким образом, трудовое законодательство, устанавливая обязанность работодателя освобождать работника от основной работы на период исполнения государственной обязанности, в том числе в связи с участием в выборах в качестве члена избирательной комиссии, не устанавливает обязательное представление работником соответствующего документа (представление избирательной комиссии) до исполнения государственной обязанности.
Следовательно, представление данного документа после выборов не будет являться нарушением трудового законодательства.
Кроме того, в силу ст. 81 ТК РФ прогул - это отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
При увольнении за прогул должен быть соблюден порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, в частности, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ).
По смыслу данной нормы доказательства уважительности отсутствия на рабочем месте могут быть представлены работником и после самого периода отсутствия.
О.А. Курасов
ООО "М-СТАЙЛ"
08.10.2020