Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Иностранная организация для выполнения монтажных работ на территории РФ нанимает граждан РФ. Срок выполнения работ - три месяца. Нужно ли открывать постоянное представительство или вставать на налоговый учет в РФ? Возникают ли обязанности налогового агента по НДФЛ и уплате страховых взносов?

style="max-height: 50vh;">
Вопрос: Иностранная организация (Кипр) для выполнения монтажных работ на территории РФ нанимает граждан РФ. Срок выполнения работ - три месяца. Нужно ли открывать постоянное представительство или вставать на налоговый учет в РФ? Если да, то что для этого нужно? Возникают ли обязанности налогового агента по НДФЛ и уплате страховых взносов?

Ответ: Решение вопроса относительно открытия своего обособленного подразделения на территории РФ находится в исключительной компетенции иностранной организации. Однако, в случае если иностранная организация примет решение не открывать постоянное представительство (обособленное подразделение), она не будет являться налоговым агентом в отношении выплат физическим лицам, следовательно, у нее не возникнет обязанность по удержанию, исчислению и перечислению в бюджет сумм НДФЛ, а также по уплате страховых взносов. В случае открытия и осуществления деятельности через обособленное подразделение на территории РФ иностранная организация в лице своего представительства признается налоговым агентом (применительно к НДФЛ) и плательщиком страховых взносов.

Обоснование: Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ).
При этом вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников в России (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).
Поскольку, как следует из содержания вопроса, монтажные работы выполнялись на территории РФ и гражданами РФ, следовательно, на полученное последними вознаграждение распространяются положения, предусмотренные ст. 208 НК РФ, что позволяет считать, что доходы получены от источников в России.
В силу п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговыми агентами могут являться российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Следовательно, иностранная организация, не имеющая своего обособленного подразделения, под которым в силу ст. 11 НК РФ понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, на территории РФ, не является налоговым агентом по отношению к выплаченным физическим лицам доходам за выполненные последними работы.
Согласно п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие вознаграждения от организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, исчисление и уплату налога на доходы физических лиц осуществляют самостоятельно (см. также Письмо Минфина России от 24.11.2017 N 03-04-05/78094).
Применительно к возникновению и исполнению обязанности по уплате страховых взносов необходимо отметить следующее.
Плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым, в частности, относятся организации (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).
Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, организации и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Следовательно, в случае если иностранная организация не имеет на территории Российской Федерации представительств, филиалов и иных обособленных подразделений, то плательщиком страховых взносов указанная организация не является и, соответственно, исчисление и уплату страховых взносов не осуществляет (см. Письмо ФНС России от 07.04.2017 N БС-4-11/6662@).
В случае если иностранная организация примет решение осуществлять свою предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свое обособленное представительство, то необходимо отметить следующее.
Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 306 НК РФ).
Порядок создания, открытия на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица регулируется положениями ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 160-ФЗ).
Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица (п. 1 ст. 21 Федерального закона N 160-ФЗ).
В течение 12 месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (п. 2 ст. 21 Федерального закона N 160-ФЗ).
В частности, заполняется и подается заявление об аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по форме N 15АФП, утвержденной Приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/681@, и следующие документы: учредительные документы иностранного юридического лица; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица; документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика); решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации; положение об иностранном филиале, представительстве; доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями; документ об уплате государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; опись представленных документов (в двух экземплярах).
Аккредитация иностранного филиала, представительства осуществляется уполномоченным налоговым органом в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления вышеуказанных документов.
Иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности через обособленное подразделение в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ, а в случае осуществления деятельности через филиал или представительство подлежит аккредитации в соответствии с положениями Федерального закона N 160-ФЗ (Письмо ФНС России от 30.06.2020 N ВД-4-17/10595@).
Применительно к НДФЛ необходимо отметить, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. Указанные лица признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 226 НК РФ).
В этой связи аккредитованный филиал иностранной организации, в результате отношений с которым физические лица получают вознаграждение, подлежащее обложению налогом на доходы физических лиц, признается налоговым агентом и исполняет обязанности, предусмотренные для налоговых агентов (см. Письмо ФНС России от 28.08.2020 N АБ-4-11/13867@).
С учетом положений ст. ст. 419, 431 НК РФ аккредитованный филиал иностранной организации, расположенный на территории Российской Федерации, также исполняет обязанности иностранной организации по уплате страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений, производимых на территории Российской Федерации физическим лицам в рамках трудовых договоров либо договоров гражданско-правового характера, а также по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения в Российской Федерации (см. Письмо ФНС России от 28.08.2020 N АБ-4-11/13867@).
Следует также учесть, что, по общему правилу, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (заключено в г. Никозии 05.12.1998) (далее - Соглашение).
Заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом одного договаривающегося государства в отношении работы по найму, подлежат налогообложению только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, то такое полученное вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве (п. 1 ст. 15 Соглашения).

А.Ю. Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
08.10.2020



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!