Вопрос: Организация выделяла обособленное подразделение как самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, подавала данные согласно п. 8 Порядка (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55) в 2018 и 2019 гг. В 2020 г. заявление и иные документы поданы не были. Вправе ли организация применять единый тариф страховых взносов на травматизм? Могут ли быть доначисления, если деятельность филиала относится к более высокому классу профессионального риска?
Ответ: Если организация не обратилась с заявлением о выделении подразделения в самостоятельную классификационную единицу в составе страхователя на соответствующий календарный год, страхователь в целом, включая данное подразделение, относится к виду экономической деятельности, который соответствует основному виду экономической деятельности организации.
В отсутствие указанного заявления и решения территориального органа ФСС РФ (далее - Фонд) о выделении подразделения страхователя в самостоятельную классификационную единицу правовые основания для доначисления страховых взносов в отношении подразделения по иному тарифу, отличному от тарифа страхователя, отсутствуют.
Обоснование: Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (абз. 12 ст. 3, абз. 1 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
Страховые тарифы дифференцированны по классам профессионального риска в зависимости от вида экономической деятельности страхователя (абз. 16 ст. 3, ст. 21 Закона N 125-ФЗ, п. 4 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила)).
Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами (п. 8 Правил).
Основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации (п. 9 Правил, п. 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок)).
Самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя (п. 7 Правил).
Подразделение страхователя может быть выделено в самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при соблюдении требований, указанных в п. 7 Порядка, на основании соответствующего решения территориального органа Фонда (п. 9 Порядка).
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, подлежат ежегодному подтверждению (п. 11 Правил, п. 3 Порядка).
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации на бумажном носителе либо в форме электронного документа (п. 3 Порядка, п. 13 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом ФСС РФ от 25.04.2019 N 230 (далее - Административный регламент)):
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно Приложению N 1 к Порядку;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно Приложению N 2 к Порядку;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Для получения государственной услуги в части отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам с одновременным подтверждением основного вида экономической деятельности данных подразделений страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля текущего календарного года одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации (п. 8 Порядка, п. 14 Административного регламента):
- заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя по форме согласно Приложению N 3 к Порядку;
- копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя (положения о подразделениях, приказ (выписка из приказа) об учетной политике).
Срок подтверждения основного вида экономической деятельности в 2020 г. был продлен для организаций, деятельность которых приостановлена в связи с COVID-19 (Информация ФСС РФ "О сроке представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности").
Территориальный орган Фонда в течение 7 рабочих дней со дня представления страхователем указанных документов направляет их на согласование в Фонд, который, в свою очередь, в течение 20 рабочих дней с даты поступления рассматривает их на предмет соответствия требованиям, содержащимся в п. 7 Порядка (п. 9 Порядка, п. 11 Административного регламента).
По результатам рассмотрения территориальный орган Фонда в двухнедельный срок уведомляет заявителя об установленных с начала текущего года размерах страхового тарифа, соответствующих классам профессионального риска, по каждой самостоятельной квалификационной единице путем направления заявителю уведомления (п. 9 Порядка, п. п. 11, 64 Административного регламента).
Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, то такой страхователь в целом подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует его основному виду экономической деятельности (п. 12 Правил, п. 10 Порядка).
Таким образом, если организация в 2018 и 2019 гг. обращалась с заявлением о выделении подразделения в самостоятельную классификационную единицу в составе страхователя с одновременным подтверждением основного вида экономической деятельности подразделения, а в 2020 г. такое заявление и соответствующие документы поданы не были, страхователь в целом, включая данное подразделение, относится к виду экономической деятельности, который соответствует основному виду экономической деятельности организации.
Поскольку выделение подразделения страхователя, осуществляющего иной вид экономический деятельности, в самостоятельную классификационную единицу является правом страхователя и носит заявительный характер, отсутствие такого заявления и соответствующего решения территориального органа Фонда о выделении подразделения страхователя в самостоятельную классификационную единицу не может повлечь принудительного установления по результатам контрольных мероприятий иного тарифа страховых взносов в отношении данного подразделения.
Н.Н. Пирогова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
12.10.2020