Вопрос: Предусмотрена ли ответственность, если организация при приеме нового работника (приказ от 03.08.2020) форму СЗВ-ТД в срок не представила, а при его увольнении (приказ от 07.08.2020) в СЗВ-ТД указала две записи - о приеме и увольнении - и представила в ПФР 10.08.2020?
Ответ: Сведения о приеме на работу следовало представить в ПФР по форме СЗВ-ТД не позднее 04.08.2020.
За указанное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., для организации - от 30 000 до 50 000 руб.
Исходя из судебной практики ПФР не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений за отчетный период, если организация самостоятельно выявила ошибку до ее обнаружения ПФР и представила исправленные сведения за этот период.
Обоснование: С 1 января 2020 г. введена обязанность для работодателей ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлено кадровое мероприятие (прием, перевод, увольнение) либо работником подано заявление о выборе ведения сведений о трудовой деятельности, представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян (ч. 1 ст. 66.1 Трудового кодекса РФ, п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ)).
Сведения представляются по форме СЗВ-ТД "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица", утвержденной Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 N 730п "Об утверждении формы и Формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также Порядка заполнения форм указанных сведений".
С 27.04.2020 работодатель представляет в ПФР сведения в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), а также иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений (п. 2 ст. 2 Закона N 27-ФЗ, пп. "в" п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.04.2020 N 590).
Таким образом, при приеме на работу сведения о трудовой деятельности должны были быть представлены организацией-работодателем в ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу, то есть в данном случае - не позднее 04.08.2020.
На данный момент непредставление в срок, подача неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности в ПФР влекут предупреждение или штраф по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Он составляет:
- для должностных лиц - от 1 000 до 5 000 руб.;
- для организации - от 30 000 до 50 000 руб.
Причем если нарушение повторится в течение года, штраф будет больше, а должностное лицо могут дисквалифицировать.
С 1 января 2021 г. согласно Федеральному закону от 01.04.2020 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ответственность за непредставление в установленный Законом N 27-ФЗ срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 Закона N 27-ФЗ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (п. 8 ст. 1 Федерального закона N 90-ФЗ).
В соответствии с ч. 19 ст. 17 Закона N 27-ФЗ ПФР вправе привлечь к ответственности страхователя за правонарушение в сфере персонифицированного учета в течение трех лет с даты, когда территориальный орган ПФР узнал или должен был узнать о правонарушении.
Однако в п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, в отношении формы СЗВ-М указано, что ПФР не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения ПФР и представил в ПФР исправленные сведения за этот период. Полагаем, что данный вывод применим и в рассматриваемой ситуации.
Следует отметить, что тот факт, что страхователь не привлечен к финансовой ответственности ввиду устранения неполноты ранее представленных сведений, не является поводом к освобождению должностного лица юридического лица, являющегося страхователем, от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.33.2 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2019 N 1-АД19-5).
В.Н. Дмитриенко
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
24.08.2020