Вопрос: Работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, организация, согласно коллективному договору, производит ежемесячно доплату до фактического заработка, превышающую максимальный размер пособия, установленный законодательством. Отражать ли в расчете по форме 4 - ФСС эту доплату?
Ответ: По нашему мнению, ежемесячная доплата до фактического заработка, превышающая максимальный размер пособия, установленный законодательством, работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, подлежит отражению в расчете по форме 4 - ФСС в таблице 1 в качестве выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц. Противоположную позицию придется доказывать в суде.
Обоснование: Действующим законодательством не установлено запрета для работодателей на осуществление доплат к ежемесячным пособиям по уходу за ребенком до полутора лет, которые исчисляет и перечисляет территориальный орган ФСС РФ застрахованным гражданам.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ст. 41 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, доплаты к пособию по уходу за ребенком до полутора лет до фактического заработка могут быть установлены в коллективном договоре.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
Не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).
Исходя из вопроса доплата до фактического заработка работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, организацией производится согласно коллективному договору и указанная выплата не зависит от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Поэтому такая доплата не может рассматриваться как вознаграждение за труд в рамках трудовых отношений.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 замечено, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Поэтому такие выплаты не облагаются страховыми взносами.
Кроме того, например, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.09.2019 N Ф04-3218/2019 по делу N А27-29591/2018 суд пришел к выводу, что данные выплаты не являются вознаграждением за труд, а носят социальный характер; их сумма не ограничена законодательством, зависит только от финансовой возможности работодателя. Такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами.
При этом Минфин России в п. 2 Письма от 21.03.2017 N 03-15-06/16239 в отношении страховых взносов на ОПС и ВНиМ указал, что ст. 422 Налогового кодекса РФ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Социальные выплаты, производимые организацией в виде дополнительного пособия по уходу за ребенком до трех лет, оплаты дополнительного дородового отпуска, компенсации работникам стоимости путевок, компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты выходных дней за участие в добровольной народной дружине, оплаты нерабочих дней по семейным обстоятельствам, возмещения работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников, не поименованы в упомянутом перечне ст. 422 НК РФ и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Страхователи ежеквартально представляют территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4 - ФСС (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ).
В строке 1 таблицы 1 расчета 4 - ФСС отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ нарастающим итогом с начала расчетного периода и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода (п. 7.1 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС) (утв. Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381)).
Таким образом, считаем, что ежемесячная доплата до фактического заработка, превышающая максимальный размер пособия, установленный законодательством, работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, подлежит отражению в расчете по форме 4 - ФСС в таблице 1 в качестве выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц. Противоположную позицию организации придется доказывать в суде.
А.В. Тесленко
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
24.08.2020