Вопрос: Должен ли работодатель оплачивать дни нахождения работников в самоизоляции до получения результатов теста на COVID-19 по возвращении их из загранкомандировок согласно пп. 2.2 п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7?
Ответ: Прямого указания на то, что работодатель обязан оплачивать указанные дни, нет. Однако ввиду того, что командировка является поездкой работника по распоряжению работодателя, полагаем, что работодателю следует закрепить в локальном нормативном акте порядок оплаты дней ожидания результата теста на COVID-19 по возвращении работников из загранкомандировок. Если работник не был переведен на удаленную работу, данные дни могут оплачиваться как простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника.
Обоснование: В соответствии с пп. 2.2 п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию РФ воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), необходимо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию РФ пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Представление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации". До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР - соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания). Пунктом 3 данного Постановления работодателям предписывается обеспечить соблюдение режима изоляции по месту жительства (пребывания) до получения результатов указанного лабораторного исследования.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не только в случаях, перечисленных в этой норме, но и в ситуациях, предусмотренных другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" временному отстранению подлежат лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, на котором они заняты, или выполняемой ими работой, при невозможности их перевода на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Отстранение этих лиц осуществляется на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей. За время такого отстранения этим работникам выплачивается пособие по социальному страхованию.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" одним из случаев обеспечения застрахованного лица пособием по временной нетрудоспособности является карантин. Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином (ч. 6 ст. 6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Как следует из вопроса, данный случай не подпадает под карантин. Кроме того, по нашему мнению, по нормам ТК РФ у работодателя нет оснований не допускать работника к работе по причине ожидания результата теста на COVID-19. Чтобы минимизировать риск распространения вируса, работодателю следует заранее определить порядок действий в отношении работников, направляемых в загранкомандировку, закрепив установленные правила в локальном нормативном акте организации, направленные на обеспечение изоляции.
Ввиду того что служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ), ожидание результата теста на COVID-19 по возвращении из загранкомандировки связано с данной поездкой и не зависит от усмотрения работника.
Прямого указания на то, что работодатель обязан оплачивать указанные дни, нет. Однако ввиду того, что командировка является поездкой работника по распоряжению работодателя, полагаем, что работодателю следует закрепить в локальном нормативном акте порядок оплаты дней ожидания результата теста на COVID-19 по возвращении работников из загранкомандировок.
Полагаем, что работодатель может оформить и оплатить период ожидания работником результатов теста на COVID-19 одним из следующих способов:
- при возможности на указанный период оформить перевод работника на удаленную работу. В табеле учета рабочего времени период работы обозначается буквенным кодом Я или цифровым кодом 01. За данный период заработная плата начисляется в обычном порядке.
Отметим, что с 2021 г. работодатель сможет временно перевести работника на дистанционную работу без его согласия на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Это допускается в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 312.9 ТК РФ в редакции Федерального закона от 08.12.2020 N 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях");
- оформить простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Простой оформляется приказом в свободной форме. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). В табеле учета рабочего времени простой обозначается буквенным кодом НП или цифровым кодом 32, указывается количество часов и дней простоя.
Таким образом, в настоящее время правила оплаты дней нахождения работников в самоизоляции до получения результатов теста на COVID-19 по возвращении их из загранкомандировок не содержатся ни в одном нормативном правовом акте. Прямого указания на то, что работодатель обязан оплачивать указанные дни, нет. Однако ввиду того, что командировка является поездкой работника по распоряжению работодателя, полагаем, что работодателю в данном случае следует закрепить в локальном нормативном акте порядок действий в отношении работников, направляемых в загранкомандировку, указав порядок оплаты дней ожидания результата теста на COVID-19.
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
24.12.2020