Вопрос: Правомерно ли не проводить медосмотры работников, которые более половины рабочего времени проводят за компьютером, если по результатам спецоценки рабочие места признаны безопасными?
Ответ: Работодатель обязан организовать прохождение предварительных и периодических медосмотров работникам, которые более половины рабочего времени проводят за компьютером, только если по результатам специальной оценки на рабочих местах выявлено превышение допустимых значений электромагнитного поля.
Обоснование: Работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в установленных законодательством случаях (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения их пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), определен в Приложении N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее - Перечень N 302н) (ч. 4 ст. 213 ТК РФ).
Так, вредным (опасным) производственным фактором является превышение предельно допустимого уровня электромагнитного поля широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц) (пп. 3.2.2.4 Перечня N 302н).
Определить наличие указанного превышения возможно по результатам СОУТ (ч. 1 ст. 7 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), п. 19 Порядка (Приложение N 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н)).
При этом по степени вредности и (или) опасности условия труда могут быть, в частности, оптимальными и допустимыми (ч. 1 - 3 ст. 14 Закона N 426-ФЗ):
• оптимальные условия труда (1 класс) - это условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или их уровни воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника;
• допустимые условия труда (2 класс) - это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Отметим, что п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118), как и ранее, предусматривает обязательность медосмотров для лиц, работающих с ПЭВМ более 50% рабочего времени, изменения в данный пункт не вносились.
Таким образом, если по результатам специальной оценки допустимые значения электромагнитного поля не превышены, то проведение медосмотров работающих за компьютером работников не требуется (Письмо Минтруда России от 08.07.2020 N 15-2/ООГ-1953).
При этом если условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то, вероятно, превышения не было установлено.
Также следует отметить, что, если по результатам предыдущей СОУТ установить наличие данного фактора (превышения предельно допустимого уровня электромагнитного поля широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц)) нет возможности, при этом в п. 7 строки 040 карты СОУТ указано на необходимость и основание для проведения медосмотра, для решения вопроса об отсутствии необходимости проведения медосмотров потребуется проведение новой СОУТ.
Непроведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров являются нарушением трудового законодательства (абз. 12, 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). За это трудовая инспекция вправе привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ):
• должностных лиц - в виде штрафа в размере от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;
• предпринимателей - в виде штрафа от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;
• юридических лиц - в виде штрафа от 110 тыс. до 130 тыс. руб.
Также за непроведение обязательных медосмотров таких работников Роспотребнадзор может привлечь к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и оштрафовать (ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ, пп. "а" п. 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, п. п. 1, 3, 6 ст. 34, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 N А03-968/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 N А56-73553/2013):
• должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;
• предпринимателей - от 500 до 1 000 руб. или приостановить деятельность на срок до 90 суток;
• юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или приостановить деятельность на срок до 90 суток.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).
Действие (бездействие), совершенное лицом, может содержать составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
Одновременное нарушение ряда обязательных требований влечет за собой возможность привлечения лица, допустившего такие нарушения, к административной ответственности за каждое правонарушение в пределах санкций, если объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений отличается и носит самостоятельный характер (Постановление Верховного Суда РФ от 19.05.2015 N 305-АД15-4343).
Таким образом, непроведение медосмотров работников может повлечь для работодателя и его должностных лиц административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 и ст. 6.3 КоАП РФ.
Дополнительно отметим, что в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений на территории субъектов РФ до снятия таких ограничений проведение обязательных медицинских осмотров работников временно приостановлено, за исключением отдельных категорий работников.
Допуск таких работников к исполнению ими трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Письмо Минтруда России от 10.04.2020 N 15-2/10/В-2842).
Подготовлено на основе материала
Е.А. Рожковой
Издательство "Главная книга"
28.12.2020