Вопрос: Банк получил постановление судебного пристава о взыскании денежных средств со счета клиента-физлица по исполнительному листу. При этом физлицо имеет в банке счета как ИП, в отношении которого действует мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Как поступить банку: исполнить постановление судебного пристава о взыскании денежных средств со счета клиента-физлица; вернуть исполнительный документ судебному приставу; оставить исполнительный документ у себя без исполнения до окончания срока действия моратория?
Ответ: Банку необходимо оставить исполнительный лист у себя без исполнения до окончания срока действия моратория и произвести по нему в дальнейшем расчет.
Обоснование: В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Их невыполнение, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влечет ответственность, предусмотренную ст. ст. 113, 114 Закона N 229-ФЗ, п. 2 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ч. 2 ст. 315 Уголовного кодекса РФ.
Постановления судебного пристава-исполнителя, а также исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, относятся к числу исполнительных документов (п. п. 1 и 7 ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ).
На основании ст. 8 Закона N 229-ФЗ банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета должника, отнесены к числу лиц, на которых возложено совершение действий по исполнению исполнительных документов (Письмо ФССП России от 29.06.2020 N 00072/20/110934 "Об определении круга лиц, в отношении которых введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве").
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 8, ч. 2 ст. 70 Закона N 229-ФЗ перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. При поступлении в банк должника - физического лица исполнительного документа инкассовое поручение должно быть оформлено банком к тому счету должника - физического лица, на котором имеются денежные средства, достаточные для полного исполнения требования о взыскании денежных средств, содержащегося в исполнительном документе. Следовательно, обязанность оформить действия, обеспечивающие исполнение, в том числе составить инкассовое поручение или другой расчетный документ, возложена непосредственно на банк (Письмо Банка России от 13.11.2008 N 08-31-1/6305).
Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства (ч. 3 ст. 70 Закона N 229-ФЗ). Из смысла указанной нормы следует, что в одном постановлении об обращении взыскания указываются все счета должника, если они известны судебному приставу-исполнителю (Письмо ФССП России от 16.07.2019 N 00073/19/155339-ОП).
Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых ст. 99 Закона N 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 Закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, банк осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований вышеуказанных статей (ч. 4.1 ст. 70 Закона N 229-ФЗ).
Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в постановлении судебного пристава-исполнителя требований, то банк перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в постановлении судебного пристава-исполнителя требований в полном объеме. О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю.
По общему правилу банк, осуществляющий обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных ст. ст. 99 и 101 Закона N 229-ФЗ, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.
Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк может в случае:
- отсутствия на счетах должника денежных средств, либо
- в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест, либо
- если в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Банк заканчивает исполнение исполнительного документа:
1) после перечисления денежных средств в полном объеме;
2) по заявлению взыскателя;
3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
Введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном ч. 1 ст. 8 Закона N 229-ФЗ (вопрос 11 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020) (далее - Обзор N 2)). Таким образом, судебный пристав-исполнитель не должен был направлять в банк судебное постановление о взыскании с должника денежных средств в период действия моратория.
Возникла правовая неопределенность в вопросе о праве банков в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве отказывать в исполнении исполнительных документов, которые поступают к счетам должников, в отношении которых уже возбуждены дела о банкротстве, но которые при этом на сайте ФНС России указаны в качестве лиц, получивших меру поддержки в виде моратория на возбуждение дел о банкротстве (https://service.nalog.ru/covid/). Для ее устранения необходимы комментарии и разъяснения регуляторов, сейчас они противоречивы. По мнению ФССП России, в целях избежания случаев превышения пределов установленной законодательством РФ компетенции ФССП России не может давать рекомендации по действиям банка в рамках поставленного вопроса (Письмо ФССП России от 09.09.2020 N 00072/20/172422 "О рассмотрении обращения"). По мнению Банка России (Письмо от 03.08.2020 N 03-40-4/5671), ответственность кредитных организаций в данной связи находится в плоскости отношений, регулируемых Законом N 229-ФЗ (ст. ст. 113, 114) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 332), а сам регулятор не вправе осуществлять оценку действий и обстоятельств, предусмотренных Законами N N 229-ФЗ и 127-ФЗ.
В Письме ФССП России N 00072/20/172422 подчеркнуто, что ст. 70 Закона N 229-ФЗ на банк возложена обязанность незамедлительно исполнить содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств должника. Перечень случаев, при которых банк вправе не исполнять требования исполнительного документа, содержится в ч. 6 и 8 ст. 70 Закона N 229-ФЗ. Как было отмечено ранее (Письмо ФССП России от 17.07.2020 N 00072/20/132118), рассмотрение судебным приставом-исполнителем вопроса о приостановлении исполнительного производства в отношении должников, на которых распространяется действие моратория на возбуждение дел о банкротстве, осуществляется на основании соответствующего заявления сторон исполнительного производства.
По мнению Ассоциации банков России, отказ банков в приеме исполнительных документов под мораторием является правомерным, поскольку в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве они не подлежат исполнению. Соответственно, отказ в принятии банками в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве исполнительных документов под мораторием не будет противоречить требованиям действующего законодательства; позволит технически облегчить труд работников банков, работающих в условиях, осложненных борьбой с новой коронавирусной инфекцией, и не увеличивать стоимость банковских продуктов; а также исключит риски неисполнения исполнительных документов по окончании срока действия моратория.
Однако Банк России не поддержал правовую позицию банковского сообщества. В Письме от 03.08.2020 N 03-40-4/5671 он по результатам рассмотрения Письма от 26.06.2020 по вопросу правомерности отказа кредитных организаций в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве в приеме к исполнению исполнительных документов (по возникшим до введения моратория имущественным требованиям к должникам, подпавшим под мораторий), а также возможности применения к кредитным организациям мер по ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России") подчеркнул: из анализа пп. 4 п. 3 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ, а также п. 4 ч. 1 ст. 39 и п. 9 ч. 1 ст. 40 Закона N 229-ФЗ следует, что в случае распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ, исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем.
Порядок исполнения банками полученных непосредственно от взыскателей исполнительных документов о взыскании денежных средств с должников, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве, Законом N 229-ФЗ не предусмотрен (соотносится с позицией Минюста России, изложенной в Письме от 15.06.2020 N 04-67264/10).
Вместе с тем в последнем абзаце ответа на вопрос 11 Обзора N 2 разъяснено, что введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном ч. 1 ст. 8 Закона N 229-ФЗ. Оценка возможности прямого применения указанной позиции Верховного Суда РФ кредитными организациями в рамках исполнения требований пп. 4 п. 3 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ, ст. 8 Закона N 229-ФЗ находится вне компетенции Банка России, закрепленной в Федеральном законе N 86-ФЗ. По правилам ст. 74 указанного Закона Банк России применяет меры за нарушение федеральных законов и нормативных актов Банка России.
Таким образом, банк не вправе:
- исполнить постановление судебного пристава о взыскании денежных средств со счета клиента - физического лица ввиду имеющегося моратория;
- вернуть исполнительный документ судебному приставу, поскольку таких оснований для возврата исполнительного листа законодательством не предусмотрено.
Оставление исполнительного документа у себя без исполнения до окончания срока действия моратория представляется единственным верным вариантом по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1.1 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России посредством направления распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков.
При достаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения подлежат исполнению в последовательности поступления распоряжений в банк, получения акцепта от плательщика, если законодательством не предусмотрено изменение указанной последовательности. При приостановлении операций по банковскому счету плательщика в соответствии с федеральным законом указанные распоряжения помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций по банковскому счету плательщика.
Принятые к исполнению указанные распоряжения помещаются банком в очередь не исполненных в срок распоряжений для последующего осуществления контроля достаточности денежных средств на банковском счете плательщика и исполнения распоряжений в срок и в порядке очередности списания денежных средств с банковского счета, которые установлены федеральным законом.
При приостановлении в соответствии с федеральным законом операций по банковскому счету плательщика распоряжения, на которые распространяется приостановление, из очереди не исполненных в срок распоряжений помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций. При отмене приостановления операций по банковскому счету плательщика указанные распоряжения подлежат исполнению при достаточности денежных средств на банковском счете плательщика или помещаются в очередь не исполненных в срок распоряжений при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика в последовательности помещения распоряжений в очередь до приостановления операций по банковскому счету плательщика (п. 2.10 Положения Банка России N 383-П).
Таким образом, банку необходимо оставить исполнительный лист у себя без исполнения до окончания срока действия моратория.
Д.Г. Алексеева
Московский государственный
юридический университет
имени О.Е. Кутафина
06.11.2020