Вопрос: Каков порядок списания бланков строгой отчетности?
Ответ: По нашему мнению, неиспользованные БСО должны храниться не менее пяти лет, после чего проводится инвентаризация БСО с последующими списанием и уничтожением.
Обоснование: До 01.07.2019 для отдельных лиц допускалось при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт использование БСО без применения ККТ (т.е. использование типографских БСО) (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение)).
В данной связи могла возникнуть необходимость списания таких бланков.
Случаи списания БСО
Копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее пяти лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов (п. 19 Положения).
Соответственно, образовавшийся на конец дня 30.06.2019 остаток незаполненных (неиспользованных) БСО, по нашему мнению, должен храниться в том же порядке, что и испорченные документы, а также корешки заполненных документов. Таким образом, полагаем, что порядок хранения документов, установленный п. 19 Положения, распространяется и на неиспользованные БСО, поскольку в законодательстве отсутствует отдельная норма по хранению неиспользованных чистых бланков.
Порядок списания БСО
Для проведения инвентаризации (наличие, пересчет) БСО приказом руководителя (форма ИНВ-22) создается комиссия, которая и составляет инвентаризационную опись (форма ИНВ-16). После чего приказом руководства назначается комиссия для проведения списания БСО. Об уничтожении бланков составляется соответствующий акт (п. 26 Приложения N 2 к Протоколу заседания ГМЭК от 29.06.2001 N 4/63-2001 "О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам").
Акт списания БСО
Форма акта о списании БСО для коммерческих организаций законодательством не установлена.
Но Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н введен акт о списании бланков строгой отчетности, являющийся обязательным для предприятий бюджетной сферы. Его не запрещено использовать коммерческим организациям с учетом положений ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Акт, по нашему мнению, должен содержать следующую информацию, в частности:
• наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
• указание на ответственного работника, членов комиссии и реквизиты соответствующего приказа;
• перечень подлежащих уничтожению бланков строгой отчетности с указанием причины списания;
• дату уничтожения бланков;
• подписи всех лиц, участвующих в описываемой процедуре;
• дату оформления акта.
Подготовлено на основе материала
А.А. Кретова
ЗАО "Сплайн-Центр"
02.12.2020