Вопрос: Должен ли работник МУП получить согласие работодателя на трудоустройство по совместительству в подконтрольную организацию, если при выполнении обязанностей может возникнуть конфликт интересов?
Ответ: Работник МУП не должен получать согласие работодателя на трудоустройство по совместительству в подконтрольную организацию.
Обоснование: Обязанность в получении согласия на трудоустройство по совместительству или в уведомлении работодателя о трудоустройстве по совместительству установлена для следующих категорий работников (ч. 1 ст. 276, ч. 1 ст. 348.7 Трудового кодекса РФ, пп. "в" п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"):
- руководителей организаций;
- спортсменов и тренеров;
- высококвалифицированных специалистов при педагогической работе;
- государственных служащих.
ТК РФ и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не содержат понятия конфликта интересов, а также обязанностей для работников МУП получать согласие у работодателя на трудоустройство по совместительству.
При этом под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 3 ст. 349.1 ТК РФ, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ)).
Перечень лиц, на которых возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, установлен ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, однако работники МУП в нем не поименованы.
С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников организации рекомендуется принять положение о конфликте интересов или включить соответствующий детализированный раздел в действующий в организации кодекс поведения (п. 4.2 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации)).
В соответствии с данными Методическими рекомендациями положение о конфликте интересов - это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают ЛНА, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
Нормы ЛНА, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные НПА, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Таким образом, поскольку трудовое законодательство не содержит обязанности для работников МУП по получению согласия у работодателя на трудоустройство по совместительству, то, по нашему мнению, установление обязанности по получению такого согласия в ЛНА МУП, а также привлечение работника к дисциплинарной ответственности при трудоустройстве по совместительству без согласия работодателя с основного места работы неправомерны.
И.А. Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
Государственная инспекция труда
в Челябинской обл.
02.12.2020