Вопрос: Правомерно ли включить в профессиональный вычет расходы нотариуса на оплату работнику полиса ДМС?
Ответ: Нотариус может включить в профессиональный вычет сумму расходов по договору ДМС в отношении работника в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда, при соблюдении критериев и условий, установленных НК РФ.
Обоснование: Пунктом 2 ст. 54 Налогового кодекса РФ установлено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
Нотариусы при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, но не более суммы таких доходов от осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 221 НК РФ).
Для включения расходов в сумму профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц требуется одновременное выполнение нескольких условий, в том числе предусмотренных п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть фактически произведены самим налогоплательщиком, документально подтверждены им и непосредственно связаны с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ.
На основании ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и коллективными договорами.
В соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. Такие договоры должны быть заключены в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные по законодательству РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации. Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 934 Гражданского кодекса РФ застрахованные лица должны быть названы в договоре страхования.
Таким образом, нотариус может включить в расходы по НДФЛ суммы платежей по договорам добровольного страхования работников при соблюдении следующих условий: договор ДМС заключен в отношении работника нотариуса (нельзя учесть расходы по договорам ДМС родственников работников), обязанность по обеспечению работника ДМС закреплена в трудовом договоре, договор ДМС заключен нотариусом на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, при этом расходы на уплату страховых взносов по договору ДМС не должны превышать 6% от суммы расходов на оплату труда и должны соответствовать критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода.
М.В. Смирнова
ООО "КомпасЛидера"
26.02.2021