Вопрос: Какой установлен порядок проведения плановой проверки ГИТ?
Ответ: Плановая проверка ГИТ проводится инспектором труда в рамках установленных полномочий и ограничена списком контрольных вопросов. Периодичность проверок зависит от присвоенной категории риска деятельности работодателя.
Обоснование: Государственный контроль (надзор) осуществляется, в частности, посредством проведения плановых проверок, предметом которых является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), п. п. 4, 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее - Положение N 875), п. п. 5, 51 Административного регламента, утв. Приказом Роструда от 23.08.2019 N 234 (далее - Административный регламент N 234)).
Со списком плановых проверок на год можно ознакомиться на официальном сайте Роструда (https://www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?CAT_ID=8143).
Плановые проверки могут проводиться в форме документарных и (или) выездных проверок (ч. 11 ст. 9, ст. ст. 11 - 12 Закона N 294-ФЗ, п. 8 Положения N 875, п. 50 Административного регламента N 234).
Плановая документарная проверка проводится по месту расположения территориального органа Роструда.
Плановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица (его филиала, обособленного подразделения), месту осуществления деятельности ИП и (или) по месту фактического осуществления их деятельности, в том числе филиалов, представительств, рабочих мест (п. 54 Административного регламента, утв. Приказом Роструда от 13.06.2019 N 160 (далее - Административный регламент N 160), п. 50 Административного регламента N 234).
О проведении плановой проверки работодатель уведомляется не позднее чем за 3 дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения проверки (п. 53 Административного регламента N 160, п. 49 Административного регламента N 234).
Обратите внимание!
На 2021 г. установлены особенности проведения плановых проверок. В частности, проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия; за исключением некоторых случаев не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в соответствующий реестр (п. п. 1, 7, 8 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969).
Далее рассмотрим полномочия, которыми обладают инспекторы труда при проведении плановых проверок, особенности проведения проверок и оформления их результатов, сроки и периодичность проведения плановых проверок.
Основные полномочия инспектора труда при плановой проверке
Государственные инспекторы труда при проведении плановой проверки, в частности, вправе (ст. 357 ТК РФ, п. 6 Административного регламента N 160, п. 6 Административного регламента N 234):
1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
2) запрашивать у работодателей (их представителей) и безвозмездно получать необходимые документы, объяснения, информацию;
3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
4) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания:
• об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• о восстановлении нарушенных прав работников;
• о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности;
• или об отстранении их от должности в установленном порядке;
5) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
6) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и др.
Следует обратить внимание, что неисполнение работодателем предписания об устранении выявленного нарушения трудового законодательства, связанного с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, может повлечь принятие решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику сумм (ст. 360.1 ТК РФ, ст. 72.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", п. 119.1 Административного регламента N 160).
Предмет проверки и оформление ее результатов
Предмет плановой выездной и плановой документарной проверки указан в п. 55 Административного регламента N 160 и в п. 51 Административного регламента N 234.
Особенностью проведения плановых проверок, проводимых государственными инспекторами труда, является применение проверочных листов (списков контрольных вопросов), то есть при проведении проверки инспектор труда вправе проверять только те вопросы, которые указаны в проверочных листах (списках контрольных вопросов), и он не может расширить предмет проверки (п. 8 Положения N 875, п. 51 Административного регламента N 160, п. 47 Административного регламента N 234).
Такие листы применяются во время плановых проверок всех работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Заполненные по результатам проверки проверочные листы должны быть приложены к акту проверки, который оформляется после ее завершения (ч. 11.5 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. п. 67, 74 Административного регламента N 160, п. 74 Административного регламента N 234).
Экземпляр акта проверки с приложением копии проверочных листов передается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки или направляется в адрес работодателя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Также акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. п. 75 - 78, 81 Административного регламента N 160, п. 78 Административного регламента N 234).
В случае несогласия с результатами проверки работодатель в течение 15 дней с даты получения акта может представить в ГИТ в письменной форме свои возражения (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 83 Административного регламента N 160, п. 85 Административного регламента N 234).
Сроки проведения плановых проверок и их периодичность
Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п. 12 Положения N 875, п. 62 Административного регламента N 160, п. п. 24, 25 Административного регламента N 234).
В отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:
• 50 часов в год - для малого предприятия;
• 15 часов в год - для микропредприятия.
В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен:
• не более чем на 20 рабочих дней;
• не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий;
• не более чем на 15 часов в отношении микропредприятий.
Периодичность проведения плановых проверок зависит от присвоенной деятельности работодателя категории риска (п. 20 Положения N 875, п. 46 Административного регламента N 160, п. 30 Административного регламента N 234):
• для категорий высокого риска - один раз в два года;
• для категорий значительного риска - один раз в три года;
• для категорий среднего риска - не чаще чем один раз в пять лет;
• для категорий умеренного риска - не чаще чем один раз в шесть лет.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки не проводятся.
Решение об отнесении работодателя к той или иной категории риска принимается ежегодно (п. 21 Положения N 875).
Чтобы понять, за какие нарушения организации была присвоена та или иная степень риска, а значит, и периодичность проверок, работодатели могут воспользоваться специальным сервисом, размещенным на сайте Роструда, - онлайн-калькулятором категории риска.
Кроме того, на сайте Роструда опубликованы перечни работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска и к категории значительного риска.
В случае несогласия с присвоенной категорией риска работодатель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), если присвоена высокая категория риска, в остальных случаях - в Государственную инспекцию труда (п. п. 18, 24 Положения N 875).
Подготовлено на основе материала
А.А. Бердинских
Государственная инспекция труда
в Кировской обл.
26.07.2021