Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Возможно ли проведение упрощенной идентификации клиента-физлица, не пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи, посредством направления кредитной организации в электронном виде сведений о себе в соответствии с пп. 2 п. 1.12 ст. 7 Закона N 115-ФЗ?

style="max-height: 50vh;">
Вопрос: Возможно ли проведение упрощенной идентификации клиента - физического лица, не пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи, посредством направления кредитной организации в электронном виде сведений о себе в соответствии с пп. 2 п. 1.12 ст. 7 Закона N 115-ФЗ?
Является ли абонентский номер клиента - физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи, безальтернативным способом связи банка с клиентом или предполагается возможным организовать взаимодействие с клиентом посредством абонентского ящика электронной почты клиента, данные которого клиент представляет в банк при первичной процедуре упрощенной идентификации вместо абонентского номера радиотелефонной связи?

Ответ: Если физическое лицо пользуется услугами подвижной радиотелефонной связи, то в число обязательных для проведения упрощенной идентификации данных входят сведения об абонентском номере. Закон N 115-ФЗ не содержит норм, позволяющих вместо абонентского номера указывать иные идентифицирующие удаленный способ связи с клиентом данные (например, адрес абонентского ящика электронной почты).
Одним из обязательных (безальтернативных) условий успешного прохождения удаленной упрощенной идентификации физического лица (с использованием информации из информационных систем), пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи, является наличие у банка подтверждения, что указанный абонентский номер действительно принадлежит этому физическому лицу.
Если физическое лицо не пользуется услугами подвижной радиотелефонной связи, то упрощенная идентификация с использованием информации из информационных систем не может быть проведена удаленно, для ее успешного прохождения требуется личное присутствие физического лица.

Обоснование: На основании пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. п. 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-6 настоящей статьи, установив в отношении физических лиц следующие сведения: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных п. п. 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения.
Пунктом 1.11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ определены случаи проведения упрощенной идентификации клиента - физического лица. В соответствии со ст. 3 Закона N 115-ФЗ упрощенная идентификация клиента - физического лица (далее - упрощенная идентификация) - осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента - физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов:
- с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
- с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, ПФР, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством РФ (далее - Информация из информационных систем);
- с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.
Упрощенная идентификация проводится только при одновременном наличии следующих условий (п. 1.11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ):
- операция не подлежит обязательному контролю в соответствии со ст. 6 Закона N 115-ФЗ и в отношении клиента - физического лица отсутствуют полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствуют подозрения в том, что целью клиента - физического лица является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- операция не имеет запутанного или необычного характера, свидетельствующего об отсутствии очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, и совершение указанной операции не дает оснований полагать, что целью ее осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Для предусмотренного ст. 3 Закона N 115-ФЗ способа упрощенной идентификации с использованием информации из информационных систем в пп. 2 п. 1.12 ст. 7 Закона N 115-ФЗ конкретизирован порядок проведения такой идентификации: посредством направления клиентом - физическим лицом кредитной организации, в том числе в электронном виде, следующих сведений о себе: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета ПФР, и (или) идентификационного номера налогоплательщика, и (или) номера полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица, а также абонентского номера клиента - физического лица, пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи.
Из изложенного следует, что:
- Закон N 115-ФЗ предусматривает возможность передачи физическим лицом обязательных для идентификации сведений в электронном виде (удаленная идентификация);
- если физическое лицо пользуется услугами подвижной радиотелефонной связи, то в число обязательных для проведения упрощенной идентификации данных входят сведения об абонентском номере.
Согласно п. 1.13 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, Информации из информационных систем, подтверждения совпадения сведений, указанных в пп. 2 п. 1.12 настоящей статьи, со сведениями в указанных информационных системах, а также при подтверждении клиентом - физическим лицом получения на указанный им абонентский номер подвижной радиотелефонной связи информации, обеспечивающей прохождение упрощенной идентификации (включая возможность использования электронного средства платежа), клиент - физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа, предоставления клиенту потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных п. 1.12-1 настоящей статьи (п. 1.13 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Из п. 1.13 ст. 7 Закона N 115-ФЗ следует, что упрощенная идентификация физического лица с использованием Информации из информационных систем (удаленная упрощенная идентификация) считается пройденной, если выполняются одновременно следующие условия:
- банком установлено совпадение сведений из информационных систем с соответствующими сведениями, представленными физическим лицом;
- банком получено подтверждение, что указанный ранее физическим лицом абонентский номер подвижной радиотелефонной связи принадлежит этому лицу (подтверждение того, что физическое лицо получило на указанный им номер информацию от банка).
На основании изложенного приходим к следующим выводам:
1) если физическое лицо пользуется услугами подвижной радиотелефонной связи, то в число обязательных для проведения упрощенной идентификации данных входят сведения об абонентском номере. Закон N 115-ФЗ не содержит норм, позволяющих вместо абонентского номера указывать иные идентифицирующие удаленный способ связи с клиентом данные (например, адрес абонентского ящика электронной почты);
2) одним из обязательных (безальтернативных) условий успешного прохождения удаленной упрощенной идентификации физического лица (с использованием Информации из информационных систем), пользующегося услугами подвижной радиотелефонной связи, является наличие у банка подтверждения, что указанный абонентский номер действительно принадлежит этому физическому лицу;
3) если физическое лицо не пользуется услугами подвижной радиотелефонной связи, то упрощенная идентификация с использованием Информации из информационных систем не может быть проведена удаленно, для ее успешного прохождения требуется личное присутствие физического лица.

Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
27.07.2021



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!