Вопрос: Как поступить, если нужно отправить работника в две разные командировки (различаются служебные задания) в разные города, при этом он будет перемещаться самолетом? Можно ли оформить это как две командировки и чтобы вторая начиналась в день окончания первой?
Ответ: Запрета на направление работника в две разные командировки нет, при этом также нет и ограничений на начало второй командировки в день окончания первой командировки. Командированному работнику возмещаются расходы на проезд из одного населенного пункта в другой, если он командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах. Поэтому можно оформить две разные командировки в разные города с условием, что вторая командировка начинается в день окончания первой командировки. В связи с чем при издании приказов о командировании необходимо учитывать расписание самолетов, а также время, необходимое для проезда до аэропорта.
Обоснование: Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 Трудового кодекса РФ).
Работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение)).
Зачастую таким письменным решением является приказ о командировании.
Пунктом 12 Положения определено, что командированному работнику возмещаются расходы на проезд из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах.
Из данного пункта следует, что запрета на направление работника в две разные командировки нет, при этом также нет и ограничений на начало второй командировки в день окончания первой командировки.
Поэтому, когда у работодателя есть необходимость отправить работника в разные командировки в разные города и оформить это как две командировки, с условием, чтобы вторая начиналась в день окончания первой, работодатель может либо на каждую командировку издать отдельный приказ, либо в одном приказе указать разные места командировок.
Кроме того, днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства, то есть днем выезда в командировку будут считаться дата и время отправления самолета. При этом помимо расписания самолета необходимо учесть, что, в случае если станция, пристань или аэропорт находятся за чертой населенного пункта, следует учесть время, необходимое для проезда до станции, пристани или аэропорта. В связи с чем при издании приказов о командировании необходимо учитывать данные обстоятельства.
Настоящее мнение не является официальным разъяснением и (или) нормативно-правовым актом.
Е.А. Ширшова
Федеральная служба
по труду и занятости
28.07.2021