Вопрос: Как индивидуальному предпринимателю получить справку о суммах страховых взносов, уплаченных в ПФР?
Ответ: Для получения в налоговом органе справки о состоянии расчетов и справки об исполнении обязанности по уплате страховых взносов необходимо представить соответствующее заявление.
Обоснование: В определенных случаях ИП может потребоваться справка о суммах страховых взносов, уплаченных в ПФР.
Так, например, некоторые категории иностранных граждан могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке, то есть можно не соблюдать какие-то из обязательных критериев (например, о непрерывном пятилетнем проживании в РФ со дня получения вида на жительство).
Одной из таких категорий являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство, в установленных Правительством РФ видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими лицами в каждом календарном году налогов и сборов (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины) и страховых взносов в ПФР составила не менее 1 млн руб. (п. "ж" ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
В 2021 г. за справками, подтверждающими уплату индивидуальным предпринимателем в ПФР страховых взносов за себя и страховых взносов, исчисленных с выплат в пользу работников (если он является работодателем), требуется обращаться в налоговую инспекцию (взносы за 2018, 2019 и 2020 гг.) (пп. "г" п. 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325).
С 19.10.2020 заявление о представлении налоговым органом справки о состоянии расчетов и справки об исполнении обязанности по уплате в том числе страховых взносов подается по форме, утв. Приказом ФНС России от 03.09.2020 N ЕД-7-19/631@.
Письменный запрос о предоставлении справки может быть представлен непосредственно в налоговый орган, направлен по почте или в рамках электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика (пп. 10 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ, п. п. 113, 115, 129, 131 Административного регламента, утв. Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@).
Можно попробовать заказать справки через личные кабинеты в ПФР (https://es.pfrf.ru/znpd) и ФНС России (https://lkip.nalog.ru/), но не во всех регионах это возможно. Если индивидуальный предприниматель использует сервис электронной отчетности, то можно заказать соответствующие справки по телекоммуникационным каналам связи.
Постановлением Правления ПФР от 29.11.2017 N 770п утверждена форма справки о суммах страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем в Пенсионный фонд Российской Федерации. Административный регламент по процедуре выдачи указанной справки не принят.
ФНС России аналогичную справку не утверждала. Информация о начислениях и уплате страховых взносов содержится в выписке операций по расчету с бюджетом (код по КНД 1166107, утв. Приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@). Соответственно, можно заказать указанную выписку либо иную справку, предложенную налоговой инспекцией.
Подготовлено на основе материала
М.Л. Косульниковой
ООО "АудитСтрой"
03.08.2021