Вопрос: Каковы налоговые последствия, если организация-арендатор после подписания договора аренды и уплаты арендных платежей установила, что со стороны арендодателя договор аренды был подписан дисквалифицированным генеральным директором?
Ответ: Подписание договора аренды со стороны арендодателя генеральным директором, в отношении которого судом принято решение о назначении административного наказания в виде дисквалификации, само по себе не является основанием для отказа в учете арендных платежей по такому договору при налогообложении налогом на прибыль организаций.
Обоснование: По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 Гражданского кодекса РФ).
Руководителю организации предоставлено право представлять интересы организации и совершать сделки от ее имени (пп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", абз. 3 п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Дисквалификация заключается, в частности, в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Трудовой договор подлежит прекращению при дисквалификации или ином административном наказании, исключающем возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ).
Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом влечет административную ответственность самого лица и организации, заключившей договор об управлении (ст. 14.23 КоАП РФ).
Тем не менее возможны ситуации, когда дисквалифицированный (неполномочный) руководитель в течение срока дисквалификации от имени юридического лица заключает сделки.
Подобные сделки относятся к оспоримым сделкам (п. 1 ст. 166 ГК РФ).
Для целей налога на прибыль организаций арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом не рассматривается в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).
Таким образом, если сделка исполнена сторонами в соответствии с ее реальным экономическом смыслом, с соблюдением требований п. п. 1 и 2 ст. 54.1 НК РФ, то платежи по такой сделке могут быть учтены при налогообложении налогом на прибыль организаций в качестве арендных платежей.
С.В. Разгулин
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
07.07.2021