Вопрос: Организация получила возврат НДС из бюджета, впоследствии узнала о недобросовестности контрагента. Есть ли налоговые риски?
Ответ: При выявлении информации о недобросовестности контрагента после завершения камеральной проверки декларации налоговым органом вне рамок налоговых проверок будут приняты меры по проверке обоснованности заявленных налогоплательщиком вычетов, а также может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика, по результатам которой возможен отказ в заявленных вычетах и, как следствие, доначисление НДС, предъявление пеней и штрафа.
Обоснование: Превышение суммы налоговых вычетов по НДС над исчисленной суммой данного налога по итогам налогового периода подлежит возмещению налогоплательщику (п. 1 ст. 176 Налогового кодекса РФ). При этом обоснованность предъявленной к возмещению суммы НДС проверяется налоговым органом в ходе проводимой им камеральной проверки налоговой декларации по НДС за указанный налоговый период с вынесением решения о возмещении суммы налога, в отношении которой не выявлено нарушений налогового законодательства (п. 2 ст. 176 НК РФ).
Инспекция может отказать в вычетах по НДС и, соответственно, в возмещении в случае установления нарушений, выявленных камеральной проверкой, проводимой в течение двух месяцев с даты представления налоговой декларации или трех месяцев при продлении срока проверки (абз. 4, 5 п. 2 ст. 88 НК РФ).
Вместе с тем в случае выявления после завершения камеральной проверки декларации информации, свидетельствующей о наличии признаков или обстоятельств недобросовестности его контрагента-поставщика, в целях установления обоснованности или неправомерности заявленных налогоплательщиком вычетов инспекцией безусловно вне рамок налоговых проверок будут приняты меры, которые, в частности, могут заключаться в вызове налогоплательщика для пояснений, допросе свидетелей, истребовании документов по контрагенту или конкретной сделке, а также проведении экспертизы в случае необходимости.
Так, вне рамок налоговых проверок на основании уведомления налогового органа налогоплательщик может быть вызван для пояснений по уплате налогов и решения других вопросов. При этом неявка должностного лица организации рассматривается как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, и может повлечь предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 руб. (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).
Нормы НК РФ не устанавливают ограничений по вызову вне рамок налоговых проверок в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ). Неявка или уклонение от явки без уважительных причин может повлечь взыскание штрафа в сумме 1 000 руб., тогда как за отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний могут привлечь к ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. (ст. 128 НК РФ).
Также нормы НК РФ не содержат запрета на проведение инспекцией экспертизы вне рамок налоговых проверок (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).
Кроме того, поскольку экспертиза позволяет получить объективную и достоверную информацию о деятельности налогоплательщика, ее проведение не может нарушать его права (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 928-О-О).
А вот истребование документов (информации) у налогоплательщика вне рамок налоговых проверок нормами НК РФ допускается либо при проведении налоговой проверки контрагента (или третьего лица) (запрашиваются документы, которые касаются данных взаимоотношений) (п. п. 1, 1.1 ст. 93.1 НК РФ), либо когда у налогового органа возникает обоснованная необходимость получить документы (информацию) по конкретной сделке, стороной которой является налогоплательщик, или когда налогоплательщик, не являясь стороной сделки, располагает документами или информацией о ней (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Следует учитывать, что требование налогового органа о представлении документов (информации) в связи с проверкой контрагента подлежит исполнению в течение 5 рабочих дней, а по конкретной сделке - 10 рабочих дней с даты получения такого требования или с даты, считающейся датой его получения (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Ответственность налогоплательщика за непредставление документов, информации по требованию налогового органа определена положениями ст. ст. 126, 129.1 НК РФ, а также на должностное лицо организации может быть наложен административный штраф (п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Вне рамок выездной и камеральной проверок допускается осмотр документов и предметов при наличии на то согласия налогоплательщика или в случае установления наличия и получения налоговым органом документов и предметов в рамках осуществления других мероприятий налогового контроля (п. 2 ст. 92 НК РФ).
Проведение осмотра объектов недвижимости вне рамок налоговых проверок с целью проверки фактического нахождения организации по адресу, который указан в ЕГРЮЛ, допускается по правилам, обозначенным в п. 14 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, в том числе и в случае наличия информации, подвергающей сомнению нахождение организации по указанном у адресу или возможность ее нахождения по этому адресу в будущем (пп. "г" п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В условиях выявления уже после завершения камеральной проверки факторов, вызывающих сомнение в добросовестности налогоплательщика при применении им налоговых вычетов, например по сделкам с недобросовестным контрагентом, в отношении налогоплательщика может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки, в частности, с целью определения обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды на основе положений ст. 54.1 НК РФ, устанавливающих пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога.
При установлении по результатам выездной налоговой проверки факта нарушения налогоплательщиком действующего налогового законодательства в вычете заявленного НДС будет отказано, что может повлечь доначисление сумм налога, соответствующих пеней и штрафа за неуплату в бюджет НДС. При этом по факту установления умысла в совершенных налогоплательщиком действиях сумма штрафа на основании п. 3 ст. 122 НК РФ может составить 40 процентов от суммы неуплаченного налога.
Примечательны для рассматриваемой ситуации разъяснения ФНС России, согласно которым, если результаты проведенных мероприятий налогового контроля, поступившие после принятия решения о возмещении НДС, напрямую свидетельствуют о незаконности требований организации-заявителя о возмещении НДС, а денежные средства уже поступили на расчетный счет организации-заявителя, то одновременно с процедурой принятия решения о проведении выездной налоговой проверки налоговым органом выносится решение о направлении сопроводительным письмом информации о незаконности требований организации-заявителя при возмещении НДС (особо при наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество в форме хищения денежных средств)) в территориальные правоохранительные органы для проведения оперативно-разыскных мероприятий, принятия процессуальных решений, а также о включении сотрудника правоохранительных органов в состав проверяющих при вынесении решения о проведении выездной налоговой проверки (Письмо ФНС России от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693).
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств совершения сделки с проявившим недобросовестность контрагентом организации предлагается оценить риски возникновения налоговых споров и возможные последствия их рассмотрения в суде или самостоятельно произвести корректировку заявленных по данному контрагенту вычетов посредством представления уточненной налоговой декларации по НДС.
А.Г. Дьяконов
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
06.10.2021