Вопрос: В чеке ККТ в реквизите "Кассир" указаны Ф.И.О. одного работника, а по факту чек был пробит другим кассиром. Подлежит ли организация привлечению к ответственности в указанном случае?
Ответ: Указание в кассовом чеке некорректного значения реквизита "Кассир" является нарушением порядка применения ККТ, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Согласно абз. 26 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае представления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на представленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Законом N 54-ФЗ.
Требования к реквизитному составу кассового чека установлены ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. В частности, в соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек должен содержать должность и фамилию лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети Интернет).
Согласно абз. 12 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ кассовый чек представляет собой первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Учитывая изложенное, в кассовом чеке должны быть отражены сведения, которые соответствуют реальным фактам хозяйственной жизни, включая фамилию кассира, осуществлявшего расчет.
Указание в кассовом чеке некорректного значения реквизита "Кассир" (тег 1021) (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию"), равно как и его отсутствие, является нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, например Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.04.2021 по делу N А12-2786/2021 (Письмо ФНС России от 24.08.2021 N АБ-4-20/11905@ "О направлении обзора судебных актов по вопросам привлечения к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ").
А.А. Батарин
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
11.10.2021