Вопрос: Должно ли крестьянское (фермерское) хозяйство регистрироваться на единой цифровой платформе "Работа в России" в 2022 г.?
Ответ: Крестьянское (фермерское) хозяйство должно регистрироваться на единой цифровой платформе "Работа в России" в 2022 г., если оно было образовано в качестве юридического лица и среднесписочная численность работников за 2020 г. превысила 25 человек.
Обоснование: Под крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ) понимают объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
При этом КФХ может быть создано одним гражданином. Также КФХ может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).
При этом юридическое лицо также может быть создано в организационно-правовой форме КФХ (п. 2 ст. 50, ст. 86.1 ГК РФ). Также в силу п. 3 ст. 23 Федерального закона N 74-ФЗ КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица. К ним подлежат применению правила ст. 86.1 ГК РФ (ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" является федеральной государственной информационной системой, осуществляющей решение следующих задач (п. 1 ст. 16.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1)):
- содействие занятости населения, в том числе посредством размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;
- обеспечение процесса предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе оказания таких услуг в электронном виде;
- создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, авторским договорам, заключенным с физическими лицами;
- формирование аналитической информации о трудоустройстве граждан в РФ.
Создание данной федеральной государственной информационной системы, ее формирование, ведение и модернизация осуществляются Федеральной службой по труду и занятости (п. 2 Правил формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 N 885).
В свою очередь, работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой на единой цифровой платформе "Работа в России" (п. 7 ст. 16.2, п. 3.1 ст. 25 Закона N 1032-1).
С 01.01.2022 юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также все работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, обязаны будут размещать на единой цифровой платформе "Работа в России" или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства РФ, информацию (пп. "г" п. 21 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"):
- о потребностях в работниках и об условиях их привлечения;
- наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство должно регистрироваться на единой цифровой платформе "Работа в России" в 2022 г., если оно было образовано в качестве юридического лица и среднесписочная численность работников за 2020 г. превысила 25 человек.
Е.В. Дмитриенко
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
11.10.2021