Как в целях налога на прибыль учесть расходы на создание брендбука?
Организация может учесть расходы на создание брендбука как нематериальный актив либо в составе прочих расходов при условии соответствия расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.
Брендбук (англ. brand book) - официальный документ организации, в котором описываются концепция бренда, атрибуты бренда, целевая аудитория, позиционирование организации и другие данные, которыми руководствуются отдел маркетинга и руководители бизнеса для построения коммуникации с потребителями и развития организации в целом. В брендбуке описываются каналы и методы обращения к целевой аудитории, а также способы использования бренда в различных коммуникациях (материал из Википедии - свободной энциклопедии).
В настоящее время в гражданском и налоговом законодательстве РФ отсутствует понятие "брендбук".
Для признания расходов на брендбук, созданный силами самой организации, в целях налога на прибыль необходимо учитывать следующее.
Брендбук не включен в перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана. При этом объектами авторских прав являются, в частности, произведения дизайна, к которым в некоторых случаях может быть отнесен и брендбук, например, если брендбук представляет собой дизайн-проект помещения, магазина, офиса (ст. 1225, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.
Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п. п. 1, 2 ст. 1295 ГК РФ).
Нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Объект признается нематериальным активом при наличии способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также при наличии надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Амортизируемым имуществом признаются, в частности, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Таким образом, если расходы на создание брендбука превышают 100 000 руб., брендбук предполагается использовать более 12 месяцев, брендбук представляет собой, например, произведение дизайна, исключительные права на которое принадлежат организации, то он может быть учтен в качестве НМА, а расходы на его создание могут учитываться посредством начисления амортизации.
Срок полезного использования НМА (брендбука) может быть определен исходя из полезного срока использования НМА, обусловленного договором. По аудиовизуальным произведениям срок полезного использования не может быть менее 2 лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).
Амортизация НМА при методе начисления признается в расходах ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации (п. 2 ст. 272 НК РФ).
В случае если брендбук прямо нельзя отнести к какому-либо результату интеллектуальной деятельности, то расходы на создание брендбука при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ могут быть учтены как прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Расходы на брендбук могут быть учтены также в качестве рекламных. В этом случае расходы признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ).
Датой признания прочих расходов при методе начисления является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
При соблюдении определенных условий организации вправе определять доходы и расходы по кассовому методу. В таком случае расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты (п. п. 1, 3 ст. 273 НК РФ).
Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период при условии оплаты амортизируемого имущества, используемого в производстве (пп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Экономическая обоснованность расходов на брендбук может быть подтверждена, в частности, приказом руководителя организации о необходимости повышения узнаваемости товара на рынке, увеличения его продаж.
Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Определение Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1422-О-О).
Подготовлено на основе материала
Г.А. Канаевой
ЗАО "Сплайн-Центр"