Вопрос: Кто может быть назначен ответственным за предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств?
style="max-height: 50vh;">
Кто может быть назначен ответственным за предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств? Обязана ли организация иметь штатного работника для предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств, или она может обратиться к сторонней организации для этого? Можно ли на водителя возложить обязанность по его проведению? Организация не обязана иметь штатного работника для предрейсового контроля. Правомерно обратиться к сторонней организации либо возложить обязанность по проведению контроля на водителя в порядке совмещения, если он соответствует профессиональным и квалификационным требованиям. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки автомобильным транспортом, а также перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, должны в том числе организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ)). Порядок оформления результатов контроля технического состояния транспортных средств Предрейсовый контроль проводится во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа (п. 3 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2021 N 9 (далее - Порядок N 9)). Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов регламентированы Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 (далее - Порядок N 368) и включают отметку о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (пп. 4 п. 4, п. 16 Порядка N 368). Приказом Минтранса России N 368 форма типового бланка путевого листа не установлена. Вместе с тем необходимо учитывать, что в самостоятельно разработанной форме путевого листа должны быть указаны Обязательные реквизиты, которые приведены в Приказе Минтранса России N 368 (Письмо Минтранса России от 15.01.2021 N ДЗ-66-ПГ). Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются в путевом листе должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой "выпуск на линию разрешен" и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 16 Порядка N 368). Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического состояния транспортных средств Предрейсовый контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельности либо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем. Такие лица должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абз. 1 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", устанавливаемым Минтрансом России (п. 6 Порядка N 9). Указанные профессиональные и квалификационные требования регламентированы Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 (далее - Требования N 282). Так, контролер технического состояния автотранспортных средств автомобильного транспорта должен знать (пп. 13.1 Требований N 282): • НПА по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; • НПА в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте; • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; • технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; • основы транспортного и трудового законодательства РФ; • основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации; • порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ; • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты. Контролер технического состояния автотранспортных средств автомобильного транспорта должен уметь проводить предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния (пп. 13.2 Требований N 282). К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований (пп. 13.3 Требований N 282): • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии, или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"; • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии, или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет (пп. 13.4 Требований N 282). К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных абз. 3 п. 13.4 Требований N 282 при наличии специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"). К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" или высшее образование, требования к стажу не предъявляются. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам (п. 2 Требований N 282). Стоит отметить, что при приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж, в тематику которого включаются в том числе вопросы о порядке прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средств (п. 7.1 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145). Порядок назначения контролера технического состояния транспортных средств Действующее законодательство содержит требования к уровню знаний и наличию соответствующего профессионального образования у контролера технического состояния транспортных средств, при этом не содержит нормы, обязывающей работодателя иметь штатного работника-контролера. Соответственно, организация может обратиться к сторонней организации для проведения такого контроля. При этом специалист сторонней организации также должен соответствовать требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния автотранспортных средств автомобильного транспорта. С письменного согласия работника работодатель вправе возложить обязанность по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств на водителя в порядке совмещения (ст. 60.2 ТК РФ), если водитель соответствует профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния автотранспортных средств в соответствии с Требованиями N 282.
Подготовлено на основе материала В.И. Неклюдова Государственная инспекция труда в Нижегородской обл.
См. также: С какой организацией правомерно заключать договор об оказании медицинских услуг для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров?
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка обязательна!