Какова ответственность за видеонаблюдение в кабинетах офиса без согласия работников?
За видеонаблюдение за работниками в кабинетах офиса без их согласия виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (далее - Закон N 152-ФЗ) (ч. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ).
Таким образом, изображение человека на записи с видеокамеры может быть признано биометрическими персональными данными.
Порядок установления видеонаблюдения в кабинетах офиса
При введении видеонаблюдения в кабинетах офиса работодателю необходимо издать ЛНА о введении видеонаблюдения и ознакомить с ним работников (ч. 2 ст. 22, п. 8 ст. 86 ТК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ).
Также необходимо получить у работников письменное согласие на обработку их персональных данных, в том числе биометрических (ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).
Согласие работника в общем случае должно содержать следующую информацию (ч. 4, 9 ст. 9 Закона N 152-ФЗ):
фамилию, имя, отчество, адрес работника, его паспортные данные;
наименование и адрес работодателя;
цель обработки персональных данных;
перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
срок, в течение которого действует согласие, а также способ его отзыва;
подпись работника.
Кроме, того, полагаем, что при установлении системы видеонаблюдения работодателю следует уведомить об этом работников за два месяца до введения видеонаблюдения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).
Аналогичная точка зрения приведена в Решении Ленинского районного суда города Нижнего Тагила от 01.08.2016 по делу N 2-2357/2016~М-1961/2016.
Однако следует отметить, что существует судебная практика, согласно которой уведомлять работников о введении видеонаблюдения за два месяца до его введения согласно ч. 2 ст. 74 ТК РФ не требуется, а установка системы видеонаблюдения не признается источником получения персональных данных (например, Кассационное определение Московского городского суда от 08.05.2014 N 4г/2-4507/14, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2020 N 88-16003/2020).
Ответственность за видеонаблюдение в кабинетах офиса без согласия работников
Видеонаблюдение за работниками без их уведомления и согласия, по нашему мнению, может быть расценено как негласное наблюдение за работниками, что является нарушением ст. ст. 23, 24 Конституции РФ, и повлечь для работодателя административную ответственность (ст. 13.11 КоАП РФ).
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13.11 и ст. 17.13 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ):
• на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;
• на юридических лиц - от 60 000 до 100 000 руб.
Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа (ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ):
• на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 руб.;
• на индивидуальных предпринимателей - от 50 000 до 100 000 руб.;
• на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб.
Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ст. 17.13 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ):
• на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб.;
• на юридических лиц - от 30 000 до 150 000 руб.
Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа (ч. 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ):
• на должностных лиц - от 40 000 до 100 000 руб.;
• на индивидуальных предпринимателей - от 100 000 до 300 000 руб.;
• на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб.
Привлечь к ответственности виновных лиц могут надзорные органы при проведении плановых и внеплановых надзорно-контрольных мероприятий, в том числе и по обращениям самих работников. Кроме того, работники организации вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд.
Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ в области персональных данных не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения, однако, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации указанные сроки будут исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ, абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Подготовлено на основе материала
С.А. Терентьева
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации