Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Как организовать систему управления охраной труда в организации?

style="max-height: 50vh;">
Как организовать систему управления охраной труда в организации?


Создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) регламентируются разработанным работодателем положением, в котором закрепляются в том числе политика, цели, распределение обязанностей между должностными лицами в области охраны труда, а также соответствующие процедуры.
Системой управления охраной труда признается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст. 209 ТК РФ).
Организация системы управления охраной труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ).
Рекомендации по порядку организации указанной системы у конкретного работодателя определены Типовым положением о системе управления охраной труда (утв. Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н) (далее - Типовое положение).

Основы организации системы управления охраной труда
Основой организации и функционирования системы управления охраной труда является положение об этой системе, которое разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов и утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (п. 7 Типового положения).
С учетом специфики деятельности работодателя (вида и характера осуществляемой деятельности, особенностей месторасположения, характеристик используемых сырья, материалов, оборудования и инструментов, а также сооружений, в которых осуществляется деятельность, индивидуальных особенностей работников, характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей) в положение о системе управления охраной труда рекомендуется включать следующие разделы (подразделы) (п. 8 Типового положения, Письмо Минтруда России от 31.10.2016 N 15-1/10/В-8028):
• политика работодателя в области охраны труда;
• цели работодателя в области охраны труда;
• обеспечение функционирования системы управления охраной труда (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
• процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда;
• планирование мероприятий по реализации указанных процедур;
• контроль функционирования системы управления охраной труда и мониторинг реализации процедур;
• планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда;
• реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
• управление документами системы управления охраной труда.

Политика и цели работодателя в области охраны труда
Политика работодателя в области охраны труда является публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств (п. 9 Типового положения). Разработке указанной политики, как правило, предшествуют предварительный анализ состояния охраны труда и ее совместные обсуждения работодателем и работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами (п. 12 Типового положения).
Цели работодателя в области охраны труда, указанные в СУОТ, должны быть по возможности измеримы и достигаться путем реализации работодателем процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда с учетом специфики деятельности работодателя (п. п. 14 - 16 Типового положения).

Распределение обязанностей в СУОТ
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя рекомендуется осуществлять с использованием уровней управления, перечисленных в п. 19 Типового положения, при этом могут устанавливаться и иные уровни управления с учетом специфики деятельности работодателя, структуры управления и численности работников (п. п. 17, 20 Типового положения).
При этом организацию работ по охране труда у работодателя, выполнение его обязанностей предлагается возлагать непосредственно на самого работодателя, в случае если работодатель является индивидуальным предпринимателем, руководителей структурных подразделений и иных структурных единиц работодателя, службу охраны труда, штатных специалистов по охране труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору (п. 18 Типового положения).
Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется либо в разделе "Обеспечение функционирования системы управления охраной труда" положения о системе управления охраной труда, либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда (п. 28 Типового положения).
Примерный перечень обязанностей в сфере охраны труда приведен в п. 29 Типового положения.

Процедуры для достижения целей работодателя в области охраны труда и планирование мероприятий по их реализации
К процедурам, направленным на достижение целей работодателя в области охраны труда, могут быть отнесены (пп. "г" п. 8 Типового положения):
• процедура подготовки работников по охране труда, в рамках которой в том числе устанавливаются требования к профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию, определяются состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда и регламент ее работы, вопросы, по которым работники проходят инструктаж по охране труда и проверку знаний по охране труда (п. 30 Типового положения);
• процедура организации и проведения оценки условий труда, в рамках которой в том числе определяются порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организационный порядок ее проведения, включая порядки осуществления отбора специализированной организации, урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда и использования ее результатов (п. 32 Типового положения);
• процедура управления профессиональными рисками, в рамках которой определяются порядки выявления опасностей, оценки уровней профессиональных рисков и их снижения, в том числе в части опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов (п. 33 Типового положения);
• процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников, в рамках которой определяется порядок осуществления медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников, а также перечень профессий (должностей) работников, которые подлежат таким осмотрам и исследованиям (п. 40 Типового положения);
• процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях, в рамках которой устанавливаются формы такого информирования и порядок их осуществления (п. 41 Типового положения);
• процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников, включая обеспечение рационального использования рабочего времени, организацию сменного режима работы, обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников (п. 44 Типового положения);
• процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, в рамках которой определяется в том числе порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, а также перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств (п. 45 Типового положения);
• процедуры по обеспечению работников молоком, другими равноценными пищевыми продуктами или лечебно-профилактическим питанием, в рамках которых устанавливается перечень профессий (должностей) работников, работа в которых дает право на бесплатное получение молока, других равноценных пищевых продуктов или лечебно-профилактического питания, порядок предоставления таких продуктов (п. 48 Типового положения);
• процедуры по обеспечению безопасного проведения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией, в рамках которых определяются порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией, ответственность подрядчика и порядок контроля со стороны работодателя за выполнением согласованных действий по организации безопасного выполнения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией (п. 49 Типового положения).
С целью планирования мероприятий по реализации указанных процедур работодателю целесообразно принять план мероприятий по их реализации и отразить в нем результаты проведенного анализа состояния условий и охраны труда, общий перечень мероприятий, проводимых при реализации указанных процедур, их ожидаемый результат, сроки реализации, ответственных лиц и источники финансирования (п. п. 51, 52 Типового положения).

Организация контроля и планирование улучшений функционирования СУОТ, а также реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
Организацию контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации соответствующих процедур рекомендуется осуществлять посредством реализации ступенчатых форм контроля, а также с использованием общественного контроля. Результаты указанного контроля оформляются работодателем в форме акта (п. п. 55, 56 Типового положения).
На основе результатов данного контроля, а также с учетом результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов работодателем обеспечивается планирование улучшения функционирования системы управления охраной труда (п. 58 Типового положения).
Также с целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работодателю рекомендуется в рамках положения о системе управления охраной труда определять порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения, порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов (п. п. 60, 63 Типового положения).
При этом результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания рекомендуется оформлять в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение (п. 64 Типового положения).

Управление документами СУОТ
Формы и рекомендации по оформлению локальных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование системы управления охраной труда, устанавливаются работодателем самостоятельно с учетом указанных рекомендаций. В качестве особого вида документов, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы системы управления охраной труда (записи), включая (п. п. 65 - 67 Типового положения):
• акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления управления охраной труда;
• журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
• записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
• результаты контроля функционирования системы управления охраной труда.
Дополнительно стоит отметить, что исходя из позиции Роструда в случае выявления несоответствия положения о СУОТ работодателя требованиям охраны труда, в том числе Типовому положению, считается, что положение о СУОТ у работодателя отсутствует (Письмо Роструда от 15.01.2021 N 57-ТЗ).

Подготовлено на основе материала
П.С. Сергеева,
действительного
государственного советника
Российской Федерации
3 класса



!См. также:
• Каков срок хранения инструкций по охране труда?
• Как организовать проведение производственного контроля по охране труда в организации?



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!