(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
(подпись) (инициалы, фамилия)
Ведущего специалиста по гражданской обороне 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Для работы ведущим специалистом по гражданской обороне (ведущим специалистом по защите в чрезвычайных ситуациях, ведущим специалистом по гражданской обороне и защите в чрезвычайных ситуациях, ведущим специалистом по гражданской защите) принимается лицо, имеющее высшее образование - бакалавриат или высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки.
1.2. К работе в должности ведущего специалиста по гражданской обороне (или: ведущего специалиста по защите в чрезвычайных ситуациях, ведущего специалиста по гражданской обороне и защите в чрезвычайных ситуациях, ведущего специалиста по гражданской защите) допускается лицо, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.3. Ведущий специалист по гражданской обороне должен знать:
1) нормативные акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников организации;
2) нормативные правовые акты Российской Федерации о порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны;
3) нормативные правовые акты о порядке накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
4) нормативные правовые акты о порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
5) нормативные правовые акты о порядке определения номенклатуры и объемов запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) нормативные правовые акты о порядке представления отчетности о наличии и движении запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
7) нормативные правовые акты по организации подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
8) нормативные правовые акты по созданию и сопряжению локальных систем оповещения;
9) нормативные правовые акты о порядке определения номенклатуры и объемов запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
10) нормативные правовые акты по организации курсового обучения по гражданской обороне;
11) плановые документы по подготовке к ведению гражданской обороны субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
12) структуру и порядок согласования плановых документов по подготовке к ведению гражданской обороны в организации;
13) требования нормативных правовых актов к разработке плановых документов по подготовке к ведению гражданской обороны;
14) задачи гражданской обороны;
15) основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задач гражданской обороны;
16) основные поражающие факторы взрывов и пожаров, способы защиты от них;
17) основные поражающие факторы современных средств поражения, способы защиты от них;
18) основные характеристики и защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны;
19) основные характеристики и защитные свойства средств индивидуальной защиты;
20) перечень первоочередных мероприятий гражданской обороны;
21) режимы радиационной защиты и порядок их введения;
22) структуру и порядок согласования плановых документов по ведению гражданской обороны в организации;
23) требования нормативных правовых актов к разработке плановых документов по ведению гражданской обороны;
24) классификацию чрезвычайных ситуаций природного характера;
25) классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
26) классификацию чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера;
27) основные поражающие факторы аварийно химически опасных веществ, способы защиты от них;
28) основные поражающие факторы опасных геологических и геофизических процессов, способы защиты от них;
29) основные поражающие факторы опасных гидрологических процессов, способы защиты от них;
30) основные поражающие факторы опасных метеорологических явлений, способы защиты от них;
31) структуру и порядок согласования плановых документов по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации;
32) требования нормативных правовых актов к разработке плановых документов по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации;
33) правила работы с топографической картой, графическими планами объектов;
34) общие и специальные топографические знаки, условные обозначения, применяемые при оформлении картографических документов в РСЧС;
35) основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
36) правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации;
37) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
38) организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на текущий период;
39) периодичность подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
40) формы и методы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
41) требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны;
42) примерные программы курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций работающего населения, личного состава спасательных служб, внештатных аварийно-спасательных формирований и внештатных формирований по обеспечению мероприятий гражданской обороны;
43) правила применения средств индивидуальной защиты, порядок их применения и обслуживания;
44) историю развития и эволюции гражданской обороны Российской Федерации;
45) современные методы и способы защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций;
46) правила эксплуатации технических средств информирования, имеющихся в организации;
47) методики проведения конкурсов, викторин и тренингов;
48) требования нормативных правовых актов и руководящих документов по созданию систем оповещения;
49) концепцию создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
50) порядок доведения сигналов оповещения гражданской обороны по автоматизированной системе централизованного оповещения;
51) сигналы гражданской обороны и порядок действий по ним;
52) функциональные характеристики технических систем оповещения и их элементов;
53) требования нормативных правовых актов и руководящих документов по содержанию систем оповещения;
54) методики оценки рисков возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций и прогнозирования масштабов их развития;
55) порядок расчета прогнозируемого объема работ (вычисления математического ожидания объема работ);
56) виды работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
57) инструкцию по ведению делопроизводства;
58) _________________ _______________________ ___________ (другие требования к необходимым знаниям).
1.4. Ведущий специалист по гражданской обороне должен уметь:
1) вести учет подготовки (повышения квалификации) должностных лиц организации в учебных заведениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
2) определять формы и методы подготовки работников организации, подлежащих обязательной подготовке в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) готовить заявки для включения должностных лиц организации в план комплектования слушателями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на учебный год;
4) разрабатывать плановые документы по повышению квалификации должностных лиц в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны;
5) разрабатывать реестры групп должностных лиц организации, подлежащих повышению квалификации в учебных заведениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, и работников, подлежащих курсовому обучению в организации;
6) проводить занятия по курсовому обучению в области гражданской обороны в организации и вести учет их проведения;
7) разрабатывать программы курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций для личного состава нештатных формирований и спасательных служб, а также работников организации в области гражданской обороны;
8) разрабатывать расписания занятий в учебных группах по курсовому обучению в организации;
9) формировать учебные группы для проведения курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в организации;
10) разрабатывать локальные нормативные акты по организации и проведению курсового обучения;
11) разрабатывать локальные нормативные акты и плановые документы организации по пропаганде знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
12) разрабатывать памятки и листовки по действиям работников организации в условиях опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций;
13) использовать технические средства информирования работников организации в целях пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
14) проводить конкурсы, викторины, тренинги по знанию работниками организации способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуаций;
15) разрабатывать плановые документы по оповещению работников организации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и схему оповещения;
16) разрабатывать локальные нормативные акты об объектовой системе оповещения работников организации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
17) определять структуру и состав системы оповещения работников об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в организации;
18) проводить анализ рынка существующих элементов систем оповещения и обосновывать его результатами применение этих элементов в системах оповещения организации;
19) формировать техническое задание на разработку проекта системы оповещения (локальной системы оповещения) организации;
20) обеспечивать устойчивость функционирования систем оповещения при военных конфликтах;
21) разрабатывать плановые документы по техническому обслуживанию систем оповещения;
22) определять и обосновывать на основе анализа рисков аварий и чрезвычайных ситуаций и масштабов их развития номенклатуру и объемы запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны исходя из принципов необходимой достаточности;
23) определять и обосновывать на основе анализа рисков аварий и чрезвычайных ситуаций и масштабов их развития номенклатуру и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций исходя из принципов необходимой достаточности;
24) проводить оценку рисков возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций и прогнозирование масштабов их развития;
25) разрабатывать проекты локальных нормативных актов организации по созданию запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
26) определять и обосновывать на основе анализа рисков аварий и чрезвычайных ситуаций и масштабов их развития виды возможных работ по ликвидации их последствий;
27) определять и обосновывать на основе анализа рисков аварий и чрезвычайных ситуаций и масштабов их развития прогнозируемый объем работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
28) вести учет наличия и движения запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
29) готовить предложения по освежению и восполнению использованных запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
30) представлять в вышестоящие органы управления отчетность о наличии запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
31) _________________ _______________________ ___________ (другие требования к необходимым умениям).
1.5. Ведущий специалист по гражданской обороне руководствуется:
1) _________________ _______________________ ______ (наименование учредительного документа);
2) Положением о _________________ _________________ (наименование структурного подразделения);
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ ______ (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности).
1.6. Ведущий специалист по гражданской обороне подчиняется непосредственно _________________ _____________ (наименование должности руководителя).
1.7. _________________ _______________________ __________ (другие общие положения).
2. Трудовые функции
2.1. Выполнение мероприятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в организации.
2.1.1. Планирование мероприятий по гражданской обороне и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации.
2.1.2. Организация подготовки (курсового обучения) персонала организации по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
2.1.3. Организация оповещения работников организации при угрозе возникновения и возникновении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
2.1.4. Создание запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.2. _________________ _______________________ __________ (другие функции).
3. Должностные обязанности
3.1. Ведущий специалист по гражданской обороне исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) разрабатывает ежегодные плановые документы по подготовке к ведению гражданской обороны в организации;
2) разрабатывает и корректирует плановые документы по ведению гражданской обороны в организации;
3) разрабатывает и корректирует плановые документы по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организации;
4) разрабатывает и корректирует плановые документы по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в организации.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит комплекс мероприятий по осуществлению подготовки (повышения квалификации) должностных лиц в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
2) проводит комплекс мероприятий по осуществлению курсового обучения личного состава нештатных формирований и спасательных служб организации, а также работников организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
3) проводит пропаганду знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит анализ охвата системами оповещения муниципальных образований и локальными системами оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, работников организации;
2) разрабатывает предложения по созданию системы оповещения (в том числе локальной системы оповещения) работников организации об опасностях, возникающих при возникновении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций;
3) разрабатывает предложения по использованию технических устройств для распространения информации в целях своевременного оповещения и информирования работников о чрезвычайных ситуациях;
4) проводит комплекс мероприятий по содержанию и обслуживанию технических средств системы оповещения (в том числе локальной системы оповещения) в готовности к применению.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит анализ прогнозируемых видов и масштабов аварий и чрезвычайных ситуаций;
2) определяет предполагаемый объем работ по ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций;
3) ведет учет запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны и резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций ведущий специалист по гражданской обороне исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.6. _________________ _______________________ ________ (другие обязанности).
3.2. _________________ _______________________ __________ (другие положения о должностных обязанностях).
4. Права
Ведущий специалист по гражданской обороне имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ _______________________ __________ (другие права).
5. Ответственность
5.1. Ведущий специалист по гражданской обороне привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ __________ (другие положения об ответственности).
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист по гражданской обороне", утвержденного Приказом Минтруда России от 27.10.2020 N 748н, с учетом _________________ _______________ (реквизиты локальных нормативных актов организации).
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается _________________ ______________ (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. _________________ _______________________ _______________.