_________________ __________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ _______________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________________ ______________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Специалиста 00.00.0000
отдела управления рисками
1. Общие положения
1.1. Для работы специалистом отдела управления рисками принимается лицо:
1) имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;
2) имеющее национальный сертификат в области риск-менеджмента.
1.2. Специалист отдела управления рисками должен знать:
1) законодательство Российской Федерации и отраслевые стандарты по управлению рисками;
2) контекст процесса управления рисками;
3) критерии, применяемые при идентификации риска;
4) анализ ошибок в процессе идентификации рисков;
5) методы идентификации риска;
6) методы и технологии построения портфеля, реестра, карт, диаграмм и других форм визуального отображения рисков;
7) принципы и правила выбора метода, техники идентификации риска (достаточность ресурсов, характер и степень неопределенности, сложность метода, техники);
8) методы, техники, технологии, программные средства и информационные базы идентификации различных видов риска;
9) возможности инструментов риск-менеджмента для идентификации рисков организации;
10) базовые положения международных стандартов по риск-менеджменту и смежным вопросам;
11) требования к обеспечению сохранения коммерческой тайны;
12) методы, техники, технологии, программные средства и информационные базы идентификации различных видов риска;
13) базовые положения международных стандартов по риск-менеджменту и смежным вопросам;
14) системы управления базами данных; системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение;
15) методы, техники, технологии, программные средства и информационные базы идентификации различных видов риска;
16) информацию об организации, рынке, законодательстве, социальном, культурном и политическом окружении организации, а также о стратегии ее развития и операционных процессах, включая информацию об угрозах и возможностях достижения поставленных целей;
17) методы анализа рисков, в том числе вероятности и объема экономических потерь в разрезе отдельных видов риска на основе установленных методических принципов и подходов;
18) принципы и правила выбора метода, техники анализа риска (достаточность ресурсов, характер и степень неопределенности, сложность метода, техники);
19) возможности инструментов риск-менеджмента для анализа рисков организации;
20) критерии, применяемые при оценке уровня (пороговых значений, условных зон) рисков в разрезе отдельных видов;
21) методы, техники, технологии, программные средства и информационные базы идентификации различных видов риска;
22) возможности инструментов риск-менеджмента для оценки уровня (пороговых значений, условных зон) рисков в разрезе отдельных видов;
23) критерии, применяемые при оценке риска;
24) анализ ошибок в процессе оценки рисков;
25) методы оценки риска;
26) методы, техники, технологии, программные средства и информационные базы оценки различных видов риска;
27) _________________ _______________________ _______________.
1.3. Специалист отдела управления рисками должен уметь:
1) определять контекст процесса оценки риска в соответствии с внутренней и внешней средой функционирования организации, а также особые обстоятельства и ограничения;
2) проводить количественную статистическую оценку рисков на основе фактических событий базы рисковых событий;
3) определять и применять на практике эффективные методы визуализации рисков организации (в том числе методы построения портфеля, реестра, карты рисков) совместно с ответственными за риск сотрудниками - собственниками риска, оказывать помощь ответственным за риск сотрудникам в правильной идентификации (описании, измерении и оценке) рисков;
4) осуществлять оценку рисковых ситуаций, тестировать и верифицировать методики идентификации рисков с учетом отраслевой специфики и контекста функционирования организации;
5) идентифицировать и анализировать изменения рисков в динамике, включая маловероятные и случайные, для целей:
- учета риск-премии под ожидаемые изменения рисков в тарифах на продукты и услуги и других видов рисков;
- формирования резервного капитала под маловероятные (неожидаемые) риски;
- разработки плана корректирующих мероприятий и их мониторинга;
- моделирования сценариев будущих рисков (стресс-тестирования);
6) регистрировать и обобщать информацию, поступившую из внутренней и внешней среды;
7) преобразовывать информацию путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в программных средствах для анализа и оценки рисков;
8) систематизировать информацию путем ее группировки и объединения по определенным параметрам и критериям;
9) поддерживать полученную информацию в неизменном состоянии, обеспечивающем возможность ее последующего использования субъектами системы управления рисками при анализе и оценке рисков;
10) определять эффективные методы анализа и оценки рисков с позиции их идентификации по функциональным областям;
11) тестировать и верифицировать методики анализа и оценки рисков с позиции их идентификации по функциональным областям;
12) осуществлять отбор методов анализа и оценки рисков с позиции их идентификации по функциональным областям;
13) осуществлять расчеты, прогнозировать, тестировать методики анализа рисков с учетом отраслевой специфики;
14) применять различные методы и технологии анализа и моделирования рисков;
15) осуществлять оценку вероятности наступления рисковых ситуаций;
16) определять критериальные показатели, для которых устанавливаются пороговые значения в соответствии с внутренней и внешней средой (контекстом) функционирования организации, а также особые обстоятельства и ограничения;
17) осуществлять оценку рисковых ситуаций, тестировать и верифицировать методики оценки уровня (пороговых значений, условных зон) рисков в разрезе отдельных видов;
18) формировать "карты риска", позволяющие определить зоны ответственности за риски и распределить человеческие ресурсы соответствующим образом;
19) идентифицировать изменения комплексного уровня рисков;
20) идентифицировать и анализировать изменения комплексного уровня рисков в динамике;
21) использовать программное обеспечение для работы с информацией (текстовые, графические, табличные и аналитические приложения, приложения для визуального представления данных) на уровне опытного пользователя;
22) использовать специализированное программное обеспечение и информационно-аналитические системы для оценки рисков и управления ими;
23) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.4. Специалист отдела управления рисками в своей деятельности
руководствуется:
1) _________________ _______________________ _______________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _______________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих
трудовые функции по должности)
1.5. Специалист отдела управления рисками подчиняется непосредственно
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(наименование должности руководителя)
1.6. _________________ _______________________ _____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Анализ и оценка рисков:
2.1.1. Определение ситуации (контекста) и идентификация рисков в деятельности организации.
2.1.2. Сбор и обработка релевантной аналитической информации для анализа и оценки рисков.
2.1.3. Определение комплекса аналитических процедур и методов анализа и оценки рисков с позиции их идентификации по функциональным областям.
2.1.4. Анализ рисков, в том числе в зависимости от целей организации, вероятности и объема экономических потерь, вероятности стабилизации прибыли, роста стоимости активов, уровня экономической безопасности в разрезе отдельных видов риска на основе установленных методических принципов и подходов.
2.1.5. Оценка уровня (пороговых значений, условных зон) рисков в разрезе отдельных видов.
2.1.6. Оценка комплексного (интегрального) уровня рисков организации.
2.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Специалист отдела управления рисками исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) определяет ситуацию (контекст) рисковых видов, сфер деятельности организации;
2) осуществляет идентификацию и формирование портфеля рисков;
3) проводит мониторинг рисков по функциональным сферам и процессам деятельности организации;
4) выполняет качественную оценку рисков посредством формирования реестра и на его основе построение карт, диаграмм для визуализации рисков.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) ведет учет информации в целях проведения анализа и оценки рисков;
2) проводит систематизацию релевантной аналитической информации;
3) осуществляет обработку релевантной аналитической информации для анализа и оценки рисков;
4) выполняет хранение информации, формирование баз данных.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) определяет аналитические процедуры и методы анализа и оценки рисков;
2) проводит анализ и оценку рисков с позиции их идентификации по функциональным областям;
3) выполняет мониторинг рисков по функциональным областям.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) производит выбор методических подходов к оценке уровня рисков и экономической безопасности в разрезе отдельных видов;
2) проводит оценку вероятности отдельных видов риска;
3) выполняет оценку объема экономических потерь и уровня экономической безопасности в разрезе отдельных видов риска.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.5 настоящей должностной инструкции:
1) проводит оценку вероятности события (угроз) с определением индикаторов;
2) определяет (пороговые значения, условные зоны) риски в разрезе отдельных видов;
3) устанавливает предельно допустимый уровень финансовых рисков по видам деятельности;
4) проводит мониторинг пороговых значений рисков в разрезе отдельных видов.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.6 настоящей должностной инструкции:
1) описывает выявленные риски в определенном комплексном формате, позволяющем проведение их интегральной оценки;
2) выбирает модель и проводит комплексную оценку рисков;
3) принимает решение о значимости комплексного (интегрального) риска для организации и его воздействия на организацию;
4) определяет последствия (угрозы и возможности);
5) формирует сводный отчет о рисках.
3.1.7. В рамках выполнения своих трудовых функций специалист отдела управления рисками исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.8. _________________ _______________________ ___________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Специалист отдела управления рисками имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.1.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.1.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Специалист отдела управления рисками привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Специалист по управлению рисками", утвержденного Приказом
Минтруда России от 30.08.2018 N 564н, с учетом _________________ __________
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________ _______
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
_________________ _______________________ _______________________ _______
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
_________________ _______________________ _______________________ ______.
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.