менование организации] УТВЕРЖДАЮ
[Наименование должности]
[Наименование организации]
___________ /____[Ф.И.О.]___ /
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ДИРЕКТОРА <1>
--------------------------------
<1> Традиционные отрасли хозяйства: производство, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, продажи.
г. Москва "1" июля 2017 г.
Рег. N _____
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность коммерческого директора [наименование организации в родительном падеже] (далее - Общество).
1.2. Коммерческий директор назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Общества.
1.3. Коммерческий директор подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Общества.
1.4. Коммерческий директор относится к категории руководителей и имеет в подчинении:
- отдел маркетинга;
- отдел рекламы;
- отдел PR;
- отдел стимулирования сбыта;
- отдел прямых продаж;
- отдел логистики;
- склад.
1.5. Коммерческий директор отвечает:
- за стратегическое планирование объемов продаж;
- обеспечение организации продаж;
- исполнительскую и трудовую дисциплину сотрудников коммерческих служб;
- сохранность информации (документов), содержащей сведения, составляющие коммерческую тайну Общества, иные конфиденциальные сведения, включая персональные данные сотрудников Общества;
- обеспечение безопасных условий труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности в помещениях службы сбыта.
1.6. На должность коммерческого директора могут быть назначены лица, имеющие высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование (специалитет, магистратура) и стаж экономической работы не менее 5 лет.
1.7. В практической деятельности коммерческий директор должен руководствоваться:
- законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и организационно-распорядительными документами Общества, регламентирующими организацию продаж и деятельность коммерческих служб;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями руководителя Общества;
- настоящей должностной инструкцией.
1.8. Коммерческий директор должен знать:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- законодательство Российской Федерации в области работы с конфиденциальной информацией;
- основы таможенного законодательства Российской Федерации;
- нормативную документацию организации;
- цели и политику организации в области качества;
- организационную структуру организации;
- экономическую географию;
- основы экономики;
- основы логистики;
- основы маркетинга;
- основы менеджмента;
- основы микроэкономики;
- основы управления рисками;
- финансово-экономический анализ;
- финансовое планирование и бюджетирование;
- методы стратегического анализа;
- методы планирования бизнес-процессов;
- техники продаж;
- управление проектами;
- инвестиционный менеджмент;
- методы управления временем;
- стратегический менеджмент;
- основы психологии и педагогики;
- основы профессиональной этики;
- методы мотивации персонала;
- передовой российский и зарубежный опыт в профессиональной области;
- этику делового общения;
- основы межличностных отношений.
1.9. В период временного отсутствия коммерческого директора его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Коммерческий директор обязан осуществлять следующие трудовые функции:
2.1. Формирование стратегии развития продаж:
2.1.1. Анализ конъюнктуры рынка и тенденций его развития.
2.1.2. Определение целей и задач организации в области развития продаж.
2.2. Обеспечение планирования объемов продаж:
2.2.1. Анализ конъюнктуры рынка и прогноз тенденции его развития.
2.2.2. Определение плановых показателей по объемам продаж продукции.
2.2.3. Разработка и осуществление мероприятий по увеличению объемов продаж.
2.3. Обеспечение планирования бюджета:
2.3.1. Разработка бюджета и его корректировка.
2.3.2. Анализ и контроль эффективности освоения бюджета.
2.4. Анализ эффективности бизнес-процессов, действующих в организации, и организация работы по их оптимизации.
2.5. Формирование профессионально-квалификационной структуры персонала организации:
2.5.1. Анализ компетентности персонала, осуществляющего деятельность в области продаж.
2.5.2. Формирование предложений по составу персонала для достижения целей в области развития продаж.
2.6. Заключение от имени Общества договоров (соглашений, контрактов) на поставку продукции, ее послепродажное обслуживание.
2.7. Руководство работой по реализации вторичных ресурсов, побочных продуктов и отходов производства.
2.8. Внесение на рассмотрение руководства Общества предложений, направленных на улучшение ассортимента и качества выпускаемой продукции, ее совершенствование и обновление, создание новых, конкурентоспособных видов продукции, оптимизацию имеющихся в распоряжении службы сбыта технологий сбыта.
2.9. Составление отчетов о результатах коммерческой деятельности, статистической отчетности, а также представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
2.10. Обеспечение защиты информации (документов), содержащей сведения, составляющие коммерческую тайну Общества, иные конфиденциальные сведения, включая персональные данные сотрудников Общества.
2.11. Руководство обучением подчиненных, создание им условий для повышения квалификации, профессионального роста, развития деловой карьеры и должностного продвижения в соответствии с личными заслугами и уровнем квалификации.
2.12. Оказание лично и через привлечение подчиненных методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам выбора оптимальных методов выполнения задания по сбыту продукции, наиболее эффективного применения маркетинговых технологий.
3. ПРАВА
Коммерческий директор имеет право:
3.1. Принимать решения в целях надлежащей организации сбыта продукции, обеспечения повседневной деятельности службы сбыта по всем вопросам, относящимся к его компетенции.
3.2. Представлять руководителю Общества свои предложения по поощрению (привлечению к ответственности) работников службы сбыта в тех случаях, когда собственных полномочий для этого недостаточно.
3.3. Готовить и представлять руководителю Общества свои предложения по совершенствованию управления сбытом, деятельности службы сбыта (ее дополнительному кадровому, материально-техническому обеспечению и т.п.).
3.4. Участвовать в работе коллегиальных органов управления при рассмотрении вопросов, касающихся производственной работы и деятельности коммерческих служб.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Коммерческий директор несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - и уголовную) ответственность:
4.1.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.1.8. Причинение материального ущерба и (или) убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действиями или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.
4.2. Оценка работы коммерческого директора осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период <2>.
--------------------------------
<2> Пункт включать в инструкцию только при наличии Положения об аттестации сотрудников.
4.3. Основными критериями оценки работы коммерческого директора являются качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. В связи с производственной необходимостью коммерческому директору для выполнения его трудовых функций может быть предоставлен служебный автотранспорт.
6. ПРАВО ПОДПИСИ
6.1. Коммерческому директору для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.