Педагог-психолог
_________________ _________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
_________________ ___________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
_________________ __________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Педагога-психолога 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо:
- имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы;
- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее (не имевшее) судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности <1> (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).
--------------------------------
<1> Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, об их допуске к педагогической деятельности (часть третья статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).
1.3. Педагог-психолог должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Декларацию прав и свобод человека;
- Конвенцию о правах ребенка;
- нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда,
здравоохранения, профориентации, занятости _________________ ______________
(обучающихся/воспитанников)
и их социальной защиты;
- общую психологию;
- педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
- методы и приемы работы с _________________ ________________________ с
(обучающимися/воспитанниками)
ограниченными возможностями здоровья;
- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов
с _________________ ______________ разного возраста, их родителями (лицами,
(обучающимися/воспитанниками)
их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы трудового законодательства;
- Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
- _________________ _______________________ ____________.
1.4. Педагог-психолог в своей деятельности руководствуется:
- Уставом (Положением) _________________ ___________________________;
(наименование образовательного учреждения)
- настоящей должностной инструкцией;
- _________________ _______________________ _________________.
(иными актами и документами, непосредственно связанными
с трудовой функцией педагога-психолога)
1.5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно _____________________
(наименование
_________________ ______________.
должности руководителя)
1.6. В период отсутствия педагога-психолога (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет иной работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.7. Педагог-психолог относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников третьего квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н) <2>.
--------------------------------
<2> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.
1.8. _________________ _______________________ _________.
2. Функции
2.1. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей.
2.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся/воспитанников во время образовательного процесса.
3. Должностные обязанности
Педагог-психолог исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на
сохранение психического, соматического и социального благополучия
_________________ ______________________ в процессе воспитания и обучения в
(обучающихся/воспитанников)
образовательных учреждениях.
3.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
3.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности _____________
(обучающихся/
_________________ _____________ и принимает меры по оказанию им различных
воспитанников)
видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного,
консультативного).
3.5. Оказывает консультативную помощь _________________ _____________,
(обучающимся/воспитанникам)
их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в
решении конкретных проблем.
3.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.7. Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
3.8. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.
3.9. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.
3.10. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных
программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных
половозрастных особенностей _________________ _______________ в обеспечении
(обучающихся/воспитанников)
уровня подготовки _________________ ___________________, соответствующего
(обучающихся/воспитанников)
требованиям федерального государственного образовательного стандарта,
федеральным государственным образовательным требованиям.
3.11. Способствует развитию у _________________ ____________ готовности
(обучающихся/воспитанников)
к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального
самоопределения.
3.12. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных
_________________ __________________, содействует их развитию и организации
(обучающихся/воспитанников)
развивающей среды.
3.13. Определяет у _________________ ________________ степень нарушений
(обучающихся/воспитанников)
(умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также
различного вида нарушений социального развития и проводит их
психолого-педагогическую коррекцию.
3.14. Участвует в формировании психологической культуры _______________
(обучающихся/
_________________ _______________, педагогических работников и родителей
воспитанников)
(лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
3.15. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам
развития _________________ ___________, практического применения психологии
(обучающихся/воспитанников)
для решения педагогических задач, повышения социально-психологической
компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников,
родителей (лиц, их заменяющих).
3.16. Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).
3.17. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности.
3.18. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
3.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья _________________ __________
(обучающихся/воспитанников)
во время образовательного процесса.
3.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.21. _________________ _______________________ _______________.
(иные обязанности)
4. Права
Педагог-психолог имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства образовательного учреждения.
4.2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.
4.3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.
4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.5. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.
4.6. _________________ _______________________ ________________.
(иные права)
5. Ответственность
5.1. Педагог-психолог привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за нарушение Устава (Положения) образовательного учреждения;
- за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных
с физическим и (или) психическим насилием над личностью ___________________
(обучающегося/
_______________________;
воспитанника)
- за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- за причинение ущерба образовательному учреждению - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _________.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
квалификационной характеристики должности "педагог-психолог" (Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от
26.08.2010 N 761н), _________________ _______________________ _______.
(реквизиты иных актов и документов)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается _________________ _______________________ ___________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
_________________ _______________________ _______________________
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными
_________________ _______________________ _______________________
инструкциями); в экземпляре должностной инструкции,
_________________ _______________________ _______________________.
хранящемся у работодателя; иной способ)
6.3. _________________ _______________________ ________________.