Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Как наделить правом второй подписи главного бухгалтера организации?

style="max-height: 50vh;">
Как наделить правом второй подписи главного бухгалтера организации?


Главный бухгалтер наделяется правом второй подписи на основании приказа либо доверенности.
Без доверенности действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы и совершать сделки, выдавать доверенности на право представительства от имени общества, вправе единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) (пп. 1, 2 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Под правом второй подписи понимается право подписывать документы вместо руководителя.
Руководителем экономического субъекта определяется перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (пп. 7 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Полагаем, что в данном случае речь идет о приказе (распоряжении) или доверенности.
Главный критерий разграничения приказа на право подписи первичных документов и доверенности в данном случае заключается в том, что действие документа первого вида распространяется только на сотрудников хозяйствующего субъекта, второго - на любых лиц, указанных в документе. Составление приказов и доверенностей регулируется разными отраслями права - соответственно трудовым и гражданским. Также доверенность выдается для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 18.04.2018 N Ф05-3016/2018 по делу N А40-142336/2015 рассмотрена ситуация, когда старшему бухгалтеру в соответствии с приказом было предоставлено право подписи за генерального директора и главного бухгалтера на счетах-фактурах, счетах на оплату и товарных накладных по форме ТОРГ-12.
Также следует отметить, что в отношении некоторых документов законодательством установлен порядок передачи полномочий на их подписание. Так, банковские документы могут быть подписаны единоличным исполнительным органом клиента - юридического лица, а также иными работниками, наделенными правом подписи клиентом - юридическим лицом, за исключением некоторых случаев, в том числе на основании распорядительного акта, доверенности (п. 7.5 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов").
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами. Для подписания первичных учетных документов, налоговых деклараций нотариально удостоверять доверенность не требуется (п. п. 1, 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Печать не является необходимым реквизитом доверенности, однако, если законодательством установлено требование о наличии печати, проставление печати на доверенности является обязательным (например, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).
Если говорить о налоговых документах, то уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (абз. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ).
Учитывая вышеизложенное, считаем, что для передачи главному бухгалтеру права второй подписи следует оформить простую письменную доверенность за подписью руководителя организации. Этого будет более чем достаточно для совершения операций, указанных в данной доверенности. Также передачу полномочий на подписание первичных учетных документов можно оформить приказом (распоряжением).
Руководитель вправе передать главному бухгалтеру право второй подписи, например, расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, счетов-фактур, УПД, актов формы ОС-1, налоговых деклараций и других документов.

Подготовлено на основе материала
М.Л. Косульниковой
ООО "АудитСтрой"



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!