Как отражаются для целей налога на прибыль расходы на услуги такси при заказе через агрегаторов?
Организация вправе учесть расходы на услуги такси при заказе через агрегаторов такси в зависимости от цели поездки в составе прочих расходов или расходов на оплату труда при надлежащем документальном подтверждении и обосновании необходимости таких поездок.
Работники организаций могут использовать услуги агрегаторов такси в различных ситуациях, например при поездках:
• по служебным поручениям;
• к месту работы и обратно;
• в командировках.
Налоговый учет расходов на такси при заказе через агрегаторов
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В отношении расходов на проезд работников в служебных целях Минфин России отметил, что если организация в качестве служебного транспорта использует услуги такси, то затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при выполнении требований ст. 252 НК РФ (Письмо от 20.10.2017 N 03-03-06/1/68839).
В таком случае данные расходы будут относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в качестве расходов на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом если поездки по служебным поручениям происходят не регулярно, а разово, ввиду, например, технологических особенностей производства, то в данном случае полагаем, что такие расходы могут быть учтены на основании пп. 49 п. 1 ст 264 НК РФ при соответствии их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, включаемых в расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (п. 26 ст. 270 НК РФ).
К расходам на оплату труда относятся иные виды расходов в пользу работников, предусмотренные коллективными и (или) трудовыми договорами (п. 25 ч. 2 ст. 255 НК РФ).
По мнению Минфина России, организация вправе отнести в состав расходов затраты, связанные с перевозкой работников службами такси, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письмо от 19.01.2021 N 03-03-06/1/2239).
Также имеется судебная практика, подтверждающая, что организация вправе учесть данный вид расходов, если они произведены в связи с технологическими особенностями производства (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.05.2011 N Ф03-2085/2011 по делу N А59-3144/2010).
К таким особенностям можно отнести, например, удаленность организации или режим ее работы.
При направлении работника в командировку ему возмещаются расходы на проезд (п. 11 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).
К расходам на командировки относятся в том числе расходы на проезд работника (пп. 12. п. 1 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, расходы работника в командировке на проезд в такси могут быть учтены организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности. Данная позиция также подтверждена Минфином России (Письмо от 25.03.2020 N 03-03-07/23568).
Документальное подтверждение расходов на услуги такси при заказе через агрегаторов
ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением установленных случаев (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ)).
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Законом N 54-ФЗ (ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
При этом по сравнению с общеустановленным порядком есть следующая специфика применения ККТ при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.
Пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). В этих же случаях пользователь вправе применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства.
Электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе").
Учитывая изложенное, при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов физическому лицу следует предоставить пользователю ККТ абонентский номер либо адрес электронной почты для направления кассового чека в электронной форме. При распечатывании чека на бумажном носителе он приравнивается к чеку, отпечатанному ККТ на бумажном носителе, при условии, что в нем сведения идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме (п. 4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
При этом организации следует иметь экономическое обоснование использования работниками такси. В качестве такового может выступать утвержденное организацией письменное заявление работника с обоснованием использования такси и указанием маршрута поездки, который свидетельствует о ее производственном характере.
Документальным подтверждением расходов на оплату такси в командировке будет служить авансовый отчет, а при подтверждении расходов, связанных с использованием такси в качестве служебного транспорта, организации также необходимо будет предоставить заключенный договор с агрегатором такси.
Подготовлено на основе материала
С.В. Разгулина,
действительного
государственного советника
Российской Федерации
3 класса