Как в бухгалтерском учете списывается в расходы стоимость приобретенных огнетушителей?
Списание стоимости огнетушителей в бухгалтерском учете производится в зависимости от того, как они были учтены при приобретении - в составе основных средств или запасов. Также стоимость приобретенных огнетушителей может быть списана на расходы текущего периода.
Учет в качестве ОС
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он одновременно характеризуется признаками, предусмотренными п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н, в том числе в части срока полезного использования.
Огнетушитель в составе основных средств учитывается на счете 01 "Основные средства" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 27 ФСБУ 6/2020).
При принятии огнетушителя к учету необходимо определить элементы амортизации: срок полезного использования, ликвидационную стоимость и способ начисления амортизации. Также потребуется проводить проверку на обесценение (п. п. 37, 38 ФСБУ 6/2020).
Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования (п. 30 ФСБУ 6/2020).
В ряде случаев она может быть равна нулю, в частности, если в конце срока полезного использования не ожидаются поступления от выбытия (п. 31 ФСБУ 6/2020).
Начисление амортизации объекта основных средств (п. 33 ФСБУ 6/2020):
• начинается с даты его признания в бухгалтерском учете. По решению организации допускается начинать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта основных средств в бухгалтерском учете;
• прекращается с момента его списания с бухгалтерского учета. По решению организации допускается прекращать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта основных средств с бухгалтерского учета.
Организация может выбрать линейный способ начисления амортизации или способ уменьшаемого остатка (п. 34 ФСБУ 6/2020).
В частности, начисление амортизации линейным способом производится таким образом, чтобы подлежащая амортизации стоимость объекта основных средств погашалась равномерно в течение всего срока полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта (п. 35 ФСБУ 6/2020).
При принятии основных средств к учету составляется акт ОС-1 или подобный ему самостоятельно разработанный акт приема-передачи основных средств, а также инвентарная карточка ОС-6.
Начисление амортизации отражается:
Д-т счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу";
К-т счета 02 "Амортизация основных средств".
Списание в расходы текущего периода
Затраты на приобретение, создание ОС стоимостью менее лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах, могут признаваться расходами периода, в котором они понесены. Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов. Решение о таком способе учета раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием установленного лимита стоимости (п. 5 ФСБУ 6/2020).
Минфин России рекомендует устанавливать лимит для отдельных активов, а не для их группы (Письмо от 25.08.2021 N 07-01-09/68312).
В то же время имеется рекомендация о том, что организация определяет лимит в отношении всей выделяемой совокупности несущественных активов. Необходимость в установлении каких-либо стоимостных лимитов в отношении отдельных единиц активов отсутствует. Основные средства, которые по их совокупной стоимости не могут быть отнесены к несущественным активам, учитываются в порядке, предусмотренном ФСБУ 6/2020, независимо от стоимости отдельных объектов (п. п. 2 - 6, 8 Рекомендации Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств").
В таком случае затраты на приобретение огнетушителя будут признаваться расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Данная операция отражается:
Д-т счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу";
К-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
В то же время, если огнетушителей у организации много, то информация о них в целом может существенно влиять на отчетность, даже если одна единица стоит незначительно. В этом случае целесообразно рассмотреть возможность ведения группового учета. Групповой учет подразумевает, что в качестве единицы учета используется не отдельный инвентарный объект, а совокупность однородных объектов
Так, объекты основных средств могут быть объединены в одну групповую единицу учета при одновременном соблюдении определенных условий (п 2 Рекомендации Р-125/2021-КпР "Групповая единица учета основных средств").
Учет в качестве запасов
В качестве запасов признаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019).
Если срок службы огнетушителя менее 12 мес. или менее обычного операционного цикла, то он отражается в запасах по фактической себестоимости, которая включает в том числе фактические затраты на приобретение, приведение в состояние, необходимое для использования, доставку до места использования, оценочное обязательство по расходам на будущую утилизацию, за минусом возмещаемого НДС (п. п. 3, 9 - 12 ФСБУ 5/2019).
При передаче огнетушителя, учтенного в составе запасов в подразделение, где он будет использоваться, его стоимость списывается на расходы текущего периода (пп. "б" п. 41, пп. "б" п. 43 ФСБУ 5/2019).
Данная операция отражается:
Д-т счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу";
К-т счета 10 "Материалы".
При разработке организацией форм первичных учетных документов по рассматриваемой операции можно взять за основу унифицированную форму М-11 "Требование-накладная" (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Форма М-11 применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.
Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.
Для обеспечения сохранности огнетушителей организацией после списания их стоимости на расходы организуется контроль за их движением (п. 8 ФСБУ 5/2019).
Порядок такого контроля определяется организацией в документе, оформляющем учетную политику организации (ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н): например, вести учет таких огнетушителей на забалансовом счете.
Подготовлено на основе материала
Н.Н. Томило,
советника государственной
гражданской службы РФ
3 класса