Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Обязан ли налоговый орган по запросу адвоката представлять сведения об имуществе и банковских счетах физлица для оказания квалифицированной юридической помощи (подготовки исковых заявлений и участия в судебных заседаниях в рамках гражданского судопроизводства) иному физлицу?

style="max-height: 50vh;">
Вопрос: Обязан ли налоговый орган по запросу адвоката представлять сведения об имуществе и банковских счетах физлица для оказания квалифицированной юридической помощи (подготовки исковых заявлений и участия в судебных заседаниях в рамках гражданского судопроизводства) иному физлицу?

Ответ: Учитывая, что адвокаты не обладают правом обращаться к налоговым органам за представлением сведений, составляющих налоговую тайну, соответствующая информация может быть получена от налоговых органов исключительно судебными органами по судебному запросу.

Обоснование: В соответствии с п. 9 ст. 84 Налогового кодекса РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ.
Согласно положениям ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, поименованных в указанной статье.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).
Специальный режим хранения сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, регулируется соответствующими актами ФНС России, в том числе Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов".
Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 3 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России N БГ-3-28/96 (далее - Порядок)).
Согласно п. 4 Порядка запрос о предоставлении конфиденциальной информации (далее - запрос) оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.
В соответствии с п. п. 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение Федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации.
Так, федеральным законодательством установлен исчерпывающий перечень субъектов, обладающих в силу закона (например, Федеральные законы от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и т.д.) правом на получение сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях. При этом субъектами доступа должна быть обеспечена конфиденциальность сведений, составляющих налоговую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (п. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ).
Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном Федеральным законом N 63-ФЗ, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.
При этом в Определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 317-О судом сделан вывод, что адвокат не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Такой же вывод содержится в Письме ФНС России от 26.05.2020 N БС-4-11/8618@.
Таким образом, на данный момент установлены субъекты, обладающие в силу закона правом обращаться к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в число которых адвокаты не включены.
Необходимая для оказания квалифицированной юридической помощи информация может быть получена от налоговых органов судебными органами по судебному запросу.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, со ст. 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные акты, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований судов влечет за собой ответственность, установленную вышеуказанными кодексами и другими федеральными законами.
Законодательством предусмотрено право суда на запрос сведений путем принятия определения об истребовании доказательств у кого бы то ни было, и непредставление сведений по судебному запросу суд, как правило, квалифицирует как неуважение к суду, что влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Т.А. Савина
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
03.03.2021



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!