Установлено ли нормирование труда для работников кадровой службы?
Нормирование труда для работников кадровой службы нормативно не установлено. Работодатель может установить самостоятельно нормы труда в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Работникам гарантируются государственное содействие системной организации нормирования труда и применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором (ст. 159 ТК РФ).
Понятие норм труда
Итогом нормирования труда является определение норм труда, к которым относятся нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы (ст. 160 ТК РФ).
В свою очередь, под нормой выработки следует понимать установленный объем работы, который один работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени при определенных организационно-технических условиях.
Норма обслуживания представляет собой необходимое количество объектов (единиц оборудования, рабочих мест, посетителей и др.), которое один работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.
Норма времени - это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним работником или группой работников соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях (раздел "Введение" Методики расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду, утв. Приказом Росархива от 14.01.2004 N 9).
Таким образом, нормы труда служат в том числе для определения количества выполняемой работы, от величины которой, в свою очередь, зависит заработная плата работника (ст. ст. 129, 133, 155 ТК РФ). Нормы труда применяются также для расчета трудоемкости работ.
НПА, устанавливающие нормы труда для работников кадровой службы
Общих норм труда для работников кадровой службы, применяемых всеми работодателями, не установлено.
Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804 (ст. 161 ТК РФ).
Минтрудом России утверждены Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях - Приказ от 30.09.2013 N 504, а также Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда - Приказ от 31.05.2013 N 235. По нашему мнению, данные документы могут применяться и другими работодателями (Письмо Минтруда России от 20.02.2019 N 14-1/ООГ-1201).
В отдельных отраслях экономики введены современные нормы и нормативы, касающиеся работы кадровых служб. Это может являться, в свою очередь, нормативной базой и для иных отраслей по принципу применения аналогии норм права. К таким правовым источникам можно отнести утвержденные Постановлением Минтруда России от 05.06.2002 N 39 Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти (далее - Нормативы). В разд. 3 Нормативов содержится в том числе нормативная часть, которая включает в себя состав работ, выполняемых кадровой службой, а также нормативы предельной численности работников кадровых служб федеральных органов исполнительной власти в зависимости от численности работников органов и количества подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс. Кроме этого, в Приложении к Нормативам приводится пример расчета нормативной численности работников кадровой службы.
Указанные нормативы предельной численности работников кадровых служб федеральных органов исполнительной власти предназначены для определения и обоснования штатной численности работников указанных структурных подразделений, оптимального подбора, расстановки и использования кадров, правильного распределения работ между исполнителями, установления должностных обязанностей (п. 1.1 Нормативов). Однако нормативы численности, приведенные в нормативной части данного сборника, установлены для наиболее распространенного состава работ кадровой службы. Поэтому полагаем, что в качестве основы установленные нормы могут быть применены для разработки систем нормирования труда у других работодателей.
По аналогии можно использовать Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1989 N 233/13-15. Данный документ также носит рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.
Установление норм труда для работников кадровой службы
Специфика трудовой деятельности работников кадровой службы не является однородной и может зависеть от уровня развития информационных систем. Кроме того, нередко на кадровую службу возлагаются обязанности различных служб, которые работодателю, прежде всего с позиции экономических затрат, формировать нецелесообразно. Поэтому в зависимости от сферы деятельности организации должностной функционал кадровой службы может быть также намного шире и включать обязанности, которые сложно сгруппировать и, соответственно, к которым сложно применять общие единицы измерения. В связи с чем конкретные показатели норм труда кадровой службы должны быть определены конкретным работодателем с учетом мнения представительного органа работников или установлены коллективным договором (ст. 159 ТК РФ).
Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 162 ТК РФ).
Нормы труда для работников кадровой службы могут быть установлены, как правило, двумя способами:
• на основе детального анализа трудового процесса работников кадровой службы посредством проведения хронометража и (или) фотографирования рабочего дня;
• на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период и (или) экспертных оценок.
Указанные процедуры, как правило, осуществляют такие специалисты, как инженер по нормированию труда, инженер по организации труда. В небольших организациях к решению данной задачи часто привлекаются специализированные организации.
Нормы труда устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда (ст. 160 ТК РФ). Поэтому необходимо изучить содержание трудовых процессов, условия и методы выполнения работы. На основе анализа результатов изучения технологии и затрат рабочего времени разрабатываются нормативы (нормы) затрат труда.
Самостоятельно разработанные нормы труда вводятся в действие приказом работодателя по согласованию с выборным профсоюзным органом по правилам ст. 372 ТК РФ.
О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 162 ТК РФ).
Выполнение установленных норм труда является одной из основных обязанностей работника (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). При этом работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм труда (ст. 163 ТК РФ).
Таким образом, нормы труда для работников кадровой службы работодатель может установить самостоятельно.
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.