Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Банк планирует приобрести автомобили для хозяйственных и представительских нужд. Автомобили смогут использовать разные работники. Каким документом, кроме доверенности, следует оформлять допуск к управлению автомобилем? Требуется ли проводить перед выездом медосмотр работников и техосмотр автомобиля?

style="max-height: 50vh;">
Вопрос: Банк планирует приобрести автомобили для хозяйственных и представительских нужд. Планируется, что автомобили не будут закреплены за определенными работниками, их смогут использовать разные работники банка для разных целей (встреча с клиентами, посещения отделений банка, поездки в командировки, перевозка документов и т.д.). Возможны ситуации, когда в автомобиле помимо работника, управляющего им, будет находиться пассажир (работник банка или представитель другой организации).
Каким документом, кроме доверенности, следует оформлять допуск к управлению автомобилем?
Требуется ли проводить перед выездом медицинский осмотр работников, которые планируют использовать автомобиль банка, и технический осмотр автомобиля?

Ответ: Допуск работников банка к управлению автомобилем производится на основании имеющегося у них водительского удостоверения категории, соответствующей транспортному средству. Предрейсовые медицинские осмотры обязательны к проведению для работников, работающих в качестве водителя, либо осуществляющих такую функцию в качестве дополнительной трудовой функции при перевозке пассажиров, например при транспортном обеспечении доставки лиц, участвующих в представительском мероприятии.
Проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства обязательно при осуществлении перевозки пассажиров или грузов автобусами или грузовыми автомобилями.

Обоснование: Согласно ст. ст. 5, 15, 57 Трудового кодекса РФ отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, являются трудовыми отношениями.
Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (ст. 17 ТК РФ).
Трудовой договор должен содержать условие о трудовой функции, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы) (ст. 57 ТК РФ).
На основании ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы на проезд; иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ). В силу ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан в числе прочего:
- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Под охраной труда в ст. 209 ТК РФ определяется система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Для обеспечения охраны труда работодатели предусматривают систему управления охраной труда в виде комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. При этом работодатели обязаны соблюдать государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Для работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, гл. 51 ТК РФ установлены особенности, в числе которых:
- обязанность работников пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ч. 1 ст. 328 ТК РФ);
- прием работника на работу производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ч. 2 ст. 328 ТК РФ);
- перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 329 ТК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 к работам, профессиям, должностям, непосредственно связанным с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, отнесены работы, выполняемые по профессиям и должностям диспетчеров, водителей, машинистов.
При этом тарифно-квалификационная характеристика работ водителя автомобиля, определенная Приложением к Постановлению Минтруда России от 10.11.1992 N 31, помимо управления автомобилем включает заправку автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, проверку технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдачу его и постановку на отведенное место по возвращении в автохозяйство, подачу автомобиля под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля, устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов, оформление путевых документов.
Статьей 213 ТК РФ установлено требование для работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, о прохождении ими обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодных) медицинских осмотров для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), согласно которому:
- транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 15);
- техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 16). Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства (п. 2 ст. 16);
- владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (п. 3 ст. 16);
- находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств (п. 1 ст. 17).
Согласно определенным в ст. 25 Закона N 196-ФЗ положениям о допуске к управлению транспортными средствами право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены и получившим водительское удостоверение соответствующей категории (п. п. 2, 4). В случае если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений (п. 11).
В силу ст. 19 Закона N 196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств:
- при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (п. 1);
- запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (п. 2);
- запрещается эксплуатация транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 2.1).
Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами (п. 3 ст. 19 Закона N 196-ФЗ).
В ст. 20 Закона N 196-ФЗ определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, при эксплуатации транспортных средств, в том числе обязанности (п. 1):
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
- организовывать в соответствии с требованиями Закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
На основании ч. 7 ст. 46 Федерального закона N 323-ФЗ и в соответствии с п. 2 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях медицинского обеспечения безопасности дорожного движения п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ определено в числе прочего:
- проведение обязательных предварительных, периодических (не реже одного раза в два года), предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров;
- проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
На основании п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).
Московский городской суд (Апелляционное определение от 24.05.2019 по делу N 33а-2857/2019) при рассмотрении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции признал незаконным предписание Госинспекции труда в г. Москве в части требования о необходимости проведения предрейсового медицинского осмотра работников, использующих транспортные средства общества для передвижения при исполнении служебных обязанностей. Суд мотивировал это тем, что указанные работники занимали должности медицинских представителей, при исполнении своих должностных обязанностей не осуществляли деятельность по перевозке грузов или пассажиров, в их должностные обязанности не входили обязанности водителя.
А ООО не осуществляет лицензированную деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом и в своем штате не имеет водителей. Напротив, автомобили общества предоставляются в качестве компенсационного пакета или с целью улучшения условий работы работников при исполнении теми должностных обязанностей.
Аналогичное решение вынесено Пятым арбитражным апелляционным судом (Постановление от 27.07.2018 N 05АП-4189/2018 по делу N А59-6319/2017).
Таким образом, допуск работников банка к управлению автомобилем производится на основании имеющегося у них водительского удостоверения категории, соответствующей транспортному средству.
Требование о прохождении медицинских осмотров распространяется только на работников, работающих в должности водителя, либо привлекаемых к исполнению дополнительной трудовой функции в качестве водителей служебного транспорта (например, при транспортном обеспечении доставки лиц, участвующих в представительском мероприятии), если такая дополнительная трудовая функция по согласованию с работником надлежащим образом оформлена.
С целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств Минтрансом России установлен Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденный Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296 (далее - Порядок). Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (п. 2 Порядка).
Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, который должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 (п. п. 7 и 8 Порядка).
Отметка о прохождении контроля указывается согласно п. 12 Порядка в путевом листе.
Таким образом, организация и проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств обязательны в том числе при осуществлении юридическим лицом перемещения лиц и (или) грузов для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.
Вместе с тем в силу требований ст. 19 Закона N 196-ФЗ банк должен обеспечить запрет эксплуатации транспортных средств:
- при наличии у них технических неисправностей, определенных Постановлением Правительства РФ N 1090;
- лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
02.09.2020



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!