Вопрос: Должностное лицо организации оштрафовали за неуведомление о приеме на работу бывшего муниципального служащего. При этом работник сам не сообщил этих сведений, хотя и был обязан. Можно ли взыскать с него сумму штрафа, уплаченного должностным лицом?
Ответ: По нашему мнению, взыскание с работника суммы штрафа в рассматриваемой ситуации может быть признано неправомерным, так как наложение штрафа на должностное лицо организации представляет собой меру административной ответственности. В свою очередь, штраф не может быть отнесен к прямому действительному ущербу, который обязан возместить работник в порядке привлечения его к материальной ответственности.
Обоснование: Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ)).
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 2 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 (далее - Правила N 29)).
Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей) (п. 3 Правил N 29).
Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в десятидневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора (п. 4 Правил N 29).
Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа (ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
- на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 руб.;
- на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб.
Работодатель имеет право, в частности, на привлечение работника к материальной ответственности (абз. 6 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ей другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ч. 1 ст. 233 ТК РФ).
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 ТК РФ).
Привлечение работодателя к административной ответственности в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ свидетельствует о наличии виновных противоправных действий (бездействия) со стороны работодателя, соответственно, штраф является мерой ответственности, применяемой к нарушителю, и не может быть отнесен к прямому реальному ущербу, который обязан возместить работник в порядке привлечения работника к материальной ответственности (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16.02.2017 N 33-958/2017).
Взыскание с работника материального ущерба в виде суммы уплаченного штрафа фактически направлено на освобождение работодателя от обязанности по уплате административного штрафа, наложенного на него в качестве административного наказания, что противоречит целям административного наказания.
По нашему мнению, с работника также не может быть взыскана сумма штрафа, уплаченная должностным лицом по аналогичным основаниям.
Таким образом, взыскание с работника суммы штрафа, уплаченного должностным лицом за неисполнение установленной в соответствии с ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 2 Правил N 29 обязанности, противоречит целям административного наказания и может быть признано неправомерным.
Ю.В. Страхова
Федеральная служба
по труду и занятости
23.04.2021