Вопрос: Какие документы (сведения) должен представить работник работодателю, а работодатель органу ФСС РФ в целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае оформления листка нетрудоспособности в электронной форме?
Ответ: В случае оформления листка нетрудоспособности в электронной форме работник сообщает работодателю его номер и, при необходимости, представляет документы и сведения, необходимые для назначения пособия по временной нетрудоспособности (сведения о заработке, страховом стаже и т.д.), которые у работодателя отсутствуют.
Работодатель должен направить полученные документы и сведения в территориальный орган Фонда по месту регистрации.
Обоснование: С 2021 г. страхователи обязаны представлять в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При наступлении страхового случая - временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя (п. 1 ч. 2 ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), ст. 6 Федерального закона N 478-ФЗ, п. 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение)).
Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, определяется в соответствии с Законом N 255-ФЗ (п. 2 Положения).
Основным документом, необходимым для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, является листок нетрудоспособности, который может быть выдан медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформирован и размещен в информационной системе страховщика в форме электронного документа, в случае если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа (ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
При формировании листка нетрудоспособности в форме электронного документа работнику для подтверждения оформления данного документа медицинской организацией достаточно сообщить работодателю его номер (п. 72 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденного Приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н (далее - Порядок)).
Если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, для назначения пособия формируется один листок нетрудоспособности в форме электронного документа (п. п. 6, 8 Порядка).
Информация о сформированных листках нетрудоспособности в форме электронного документа размещается в личных кабинетах страхователей и застрахованных лиц, размещенных на официальном сайте ФСС РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а для застрахованных лиц также в личном кабинете в ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (п. 20 Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 N 1567).
Кроме того, медицинские организации практикуют выдачу талона на бумажном носителе, содержащего номер электронного листка нетрудоспособности, а также с согласия пациента направление соответствующего сообщения на номер мобильного телефона или на электронную почту.
В зависимости от порядка представления документов для назначения пособия по временной нетрудоспособности, порядка назначения пособия по временной нетрудоспособности и информации, имеющейся у работодателя, застрахованным лицом могут быть (должны быть) представлены также (ч. 5, 5.1 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 2 Положения):
- справка (справки), форма которой утверждена Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н, о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей);
- документы, подтверждающие страховой стаж;
- заявление о замене лет в расчетном периоде;
- справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности этим страхователем не осуществляются;
- документ, подтверждающий полномочия представителя;
- сведения о самом застрахованном лице.
В сведениях о застрахованном лице указывается способ выплаты: на банковский счет, почтовым переводом или через иную организацию (п. 11 Положения).
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений) представляет их в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации с описью представленных документов (сведений), составленной по форме, утверждаемой ФСС РФ.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия (реестр сведений), в электронной форме.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью физических лиц вправе представлять в территориальный орган Фонда сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме (п. п. 3 - 5 Положения).
Пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда (п. 8 Положения).
В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения к страхователю за пособием по временной нетрудоспособности справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения пособия по временной нетрудоспособности, пособие назначается территориальным органом Фонда на основании представленных страхователем документов или сведений.
В дальнейшем застрахованное лицо вправе обратиться к страхователю с заявлением о перерасчете ранее назначенного пособия и документами, необходимыми для такого перерасчета (п. 2 Положения).
Н.Н. Пирогова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
12.03.2021