Вопрос: Как работодателю установить порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей с целью организации процедуры управления профессиональными рисками?
Ответ: Порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей с целью организации процедуры управления профессиональными рисками определяется и устанавливается работодателем самостоятельно в ЛНА.
Обоснование: Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя (ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
В частности, работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (абз. 3 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
В свою очередь, под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 8 ст. 209 ТК РФ).
Порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей
С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок выявления опасностей, оценки уровней профессиональных рисков и снижения уровней профессиональных рисков (п. 33 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н (далее - Типовое положение N 438н)).
Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов (п. 34 Типового положения N 438н).
При рассмотрении опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, перечисленных в п. 35 Типового положения N 438н, работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями (п. 36 Типового положения N 438н).
Под профессиональным риском понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 14 ст. 209 ТК РФ).
Отметим, что в настоящее время такой порядок не установлен.
Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций (п. 37 Типового положения N 438н).
Ввиду того что порядок оценки уровня профессиональных рисков не утвержден, работодатель вправе проводить оценку и управление рисками в порядке, установленном в ЛНА.
Кроме того, работодатель имеет право заключить договор об оценке рисков со сторонней организацией.
Как правило, при оценке профессиональных рисков работодатели руководствуются ГОСТ Р 12.0.010-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 10.12.2009 N 680-ст, а также Руководством Р 2.2.1766-03 "2.2 Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство", утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003.
Приведенные документы носят для работодателя рекомендательный характер, при этом других методик расчета профессиональных рисков в настоящий момент не утверждено.
Установление порядка проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей
Для установления порядка проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодателю следует:
- разработать график идентификации опасностей и оценки рисков;
- издать приказ о создании рабочей группы для проведения идентификации опасностей и оценки рисков. На данном этапе работодателю необходимо назначить работников, которые будут проводить оценку рисков. При этом для оценки профессиональных рисков можно привлечь экспертов из сторонних организаций;
- выбрать методику оценки. Нормативные документы по оценке рисков не содержат нормы, которые обязывают работодателей применять какие-то конкретные методы. Метод работодатель вправе выбирать самостоятельно в зависимости от характера деятельности и сложности производственных операций. Работодатель может одновременно использовать несколько различных методик;
- провести идентификацию (выявление) известных и потенциальных опасностей;
- выявить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков, может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью. Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая;
- оценить вероятность наступления угрозы и тяжести ее последствий. Для этого устанавливают уровень риска по каждой опасности, а затем производят ранжирование - от опасности с высоким риском к низкому риску.
Мероприятия по снижению профессиональных рисков разрабатывает оценочная группа с учетом уровня полученного риска и принимает решение о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска.
Чтобы снизить величину рисков, работодатель может: устранить факторы опасности; использовать более эффективные средства индивидуальной и коллективной защиты; применять запрещающие и предупреждающие знаки на производственных участках; обучать работников охране труда; уменьшать время воздействия факторов опасности на работников; проводить ремонт и поддержание технических средств в исправном состоянии; модернизировать машины и оборудование; улучшить эргономику рабочих мест; автоматизировать производственные процессы.
По завершении работ по оценке профессиональных рисков работодателю необходимо разработать, утвердить и довести до работников: реестр опасностей, отчет о проведении оценки уровней рисков с указанием установленных уровней по каждому риску, а также план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков.
Отметим, что непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 N 09АП-12295/2018 по делу N А40-197931/17, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 05.09.2019 N 7-1460/2019 по делу N 12-598/2019).
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
24.03.2021