Вопрос: В ООО по собственной инициативе увольняется главный бухгалтер, с которым не заключен договор о полной материальной ответственности. На его место переводится помощник бухгалтера. На каком основании до вступления в новую должность он может принять бухгалтерские документы, если в его трудовой функции отсутствует такая обязанность? Можно ли это сделать через совмещение?
Ответ: В сложившейся ситуации оптимальным будет добавить в должностные обязанности помощника бухгалтера обязанность по приемке документов от главного бухгалтера, оформив это через дополнительное соглашение к трудовому договору.
Обоснование: Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом (ч. 1 ст. 80 ТК РФ).
Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ).
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).
ТК РФ не содержит прямого запрета на совмещение по должности, которая не является вакантной. Вместе с тем согласно позиции Минтруда России, выраженной в Письме от 16.11.2020 N 14-2/ООГ-16940, как правило, работнику поручается совмещение по вакантной должности или профессии.
Поскольку передача документов от предыдущего главного бухгалтера к новому осуществляется, как правило, когда еще не прекращены трудовые обязанности первого и, соответственно, его должность не является вакантной, полагаем, что наделить его преемника новыми обязанностями через совмещение сопряжено с рисками.
Вместе с тем привлечение работника к осуществлению работы, не входящей в круг должностных обязанностей по занимаемой им должности, возможно также по взаимному согласию сторон, выраженном в дополнительном соглашении к трудовому договору, через наделение его дополнительными обязанностями. Главное, чтобы при этом новая обязанность не относилась к обязанностям, совсем не свойственным должности (профессии) работника, во избежание изменений трудовой функции (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 04.12.2013 N 33-7712/2013).
Таким образом, полагаем, что в сложившейся ситуации оптимальным будет добавить в должностные обязанности помощника бухгалтера обязанность по приемке документов от главного бухгалтера, оформив это через дополнительное соглашение к трудовому договору.
О.А. Курасов
ООО "М-СТАЙЛ"
02.04.2021