Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Можно ли, дожидаясь согласования Банком России кандидата на должность заместителя ЕИО банка, ввести в штатное расписание временную должность, не представляющую собой заместителя ЕИО, перевести на нее временно кандидата, выдав ему доверенность на подписание кредитных договоров и прочих соглашений по продуктам банка?

style="max-height: 50vh;">
Вопрос: Можно ли, дожидаясь согласования Банком России кандидата на должность заместителя ЕИО банка, ввести в штатное расписание временную должность, не представляющую собой заместителя ЕИО по сути, перевести на нее временно данного кандидата, выдав ему доверенность на подписание кредитных договоров и прочих соглашений по продуктам банка? Кандидат является иностранным работником банка.

Ответ: Да, можно, при соблюдение порядка, описанного в обосновании.

Обоснование: На основании ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником, в числе прочего, подлежит обязательному указанию трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Согласно ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами, установлены гл. 50.1 ТК РФ (ст. 11 ТК РФ).
В Письме Государственной инспекции труда в г. Москве от 05.12.2018 N 2-1010-18-ПО/1176/1 отмечено, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками. Порядок составления штатного расписания в действующем законодательстве не регламентирован.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", штатное расписание (форма Т-3) утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица.
Как правило, указанные изменения связаны со случаями переименования структурных подразделений или должностей, изменениями окладов, сокращением численности или штата работников. Периодичность изменений в штатном расписании определяется работодателем самостоятельно. Если изменения незначительные, то достаточно указать их в приказе работодателя, который будет являться дополнительным к приказу, которым утверждено штатное расписание.
ТК РФ предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования должностей и трудовых функций (Письмо Минтруда России от 05.02.2014 N 14-3/10/В-538).
Одновременно в Письме Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1 разъяснено, что, как правило, штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Кроме того, согласно ст. 57 ТК РФ наименование должности, профессии и специальности указывается в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием организации. Таким образом, должность в трудовом договоре с работником следует указывать в строгом соответствии со штатным расписанием, а принятие работника на должность, не включенную в штатное расписание, недопустимо.
Как указано в Письме Минтруда России от 26.09.2019 N 15-2/В-2363, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (штатное расписание, конкретное содержание должностных инструкций, наименования должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, подбор и расстановку кадров).
В Письме Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0 отмечено, что ТК РФ не содержит упоминания о должностной инструкции, хотя должностная инструкция является неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений. Это не просто формальный документ, а документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника.
Представляется, что должностные инструкции следует разрабатывать по каждой должности (в том числе вакантной), имеющейся в штатном расписании.
Должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника.
Должностная инструкция может являться как приложением к трудовому договору, так и утверждаться работодателем как отдельный документ.
Само по себе отсутствие должностной инструкции не должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и влечь за собой ответственность, однако может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений в связи с ее отсутствием.
Из изложенного следует, что:
1) сложившееся в организации разделение труда между работниками определяется штатным расписанием, которое содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц;
2) при приеме на работу между работником и работодателем заключается трудовой договор, обязательным условием которого является условие о трудовой функции работника;
3) трудовая функция работника, занимающего конкретную должность, может быть определена различными способами:
- указанием в трудовом договоре;
- указанием в должностной инструкции, утвержденной в организации, и ссылкой на должностную инструкцию в трудовом договоре;
4) перевод работника на другую работу (как временный, так и постоянный) оформляется в письменном виде (в виде дополнительного соглашения к трудовому договору).
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1):
1) органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган (ч. 1);
2) текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется ее единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (ч. 2);
3) лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, не вправе осуществлять функции руководителя, главного бухгалтера в других организациях, являющихся кредитными организациями, иностранными банками, страховыми или клиринговыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли на товарных и (или) финансовых рынках, акционерными инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организациями, осуществляющими деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовыми компаниями, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации. Указанное ограничение не применяется, если кредитные организации (иностранный банк и кредитная организация) являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, а также если аффилированным лицом кредитной организации является некоммерческая организация (за исключением государственной корпорации) (ч. 3);
4) лицо, осуществляющее функции заместителя единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, заместителя главного бухгалтера, руководителя или главного бухгалтера филиала при назначении (избрании) на должности и в течение всего периода осуществления им функций по указанным должностям (включая временное исполнение должностных обязанностей) должно соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным п. 1 ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона (ч. 9);
5) в случае если факты несоответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным п. 1 ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, выявлены кредитной организацией после фактического назначения (избрания) кандидатов на должности, указанные в том числе в ч. 9 настоящей статьи (возложения временного исполнения обязанностей по указанным должностям), кредитная организация обязана (ч. 13):
- не позднее двух рабочих дней, следующих за днем выявления таких фактов, в письменной форме уведомить об этом Банк России (с указанием соответствующих фактов);
- не позднее одного месяца со дня выявления таких фактов в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, освободить лицо от занимаемой должности (освободить от временного исполнения обязанностей по этой должности и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации);
- уведомить Банк России об освобождении лица от занимаемой должности (освобождении от временного исполнения обязанностей по этой должности и (или) исполнения отдельных обязанностей, предусматривающих право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации) в порядке, предусмотренном ч. 11 настоящей статьи.
Порядок согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, установлен Положением Банка России от 27.12.2017 N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз".
Общие положения о доверенности содержатся в ст. 185 Гражданского кодекса РФ, согласно которой:
- доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1);
- письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя (п. 3).
В Определении Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 18-В11-26 указывается, что по смыслу ст. 185 ГК РФ доверенность представляет собой одностороннюю сделку, из которой возникает право поверенного выступать от имени доверителя, в том числе заключать договоры об отчуждении имущества доверителя.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
На основании ст. 11.1-2 Закона N 395-1 кредитная организация обязана соблюдать установленные Банком России требования к системам управления рисками и капиталом. Одновременно п. 6 ч. 2 ст. 10 Закона N 395-1 предусмотрено, что устав кредитной организации должен содержать сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях. В уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях, а организационная структура кредитной организации в части распределения полномочий между членами совета директоров (наблюдательного совета) коллегиального исполнительного органа, определения полномочий единоличного исполнительного органа, полномочий, подотчетности и ответственности всех подразделений и служащих кредитной организации, должна соответствовать характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков (п. 2.1 Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах").
В соответствии с п. 2.7 Указания Банка России от 15.04.2015 N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы" кредитная организация обеспечивает распределение между своими структурными подразделениями функций, связанных с принятием и управлением рисками, таким образом, чтобы осуществление операций (сделок), связанных с принятием рисков, и управление рисками не являлись функциями одного структурного подразделения.
В разд. II Приложения 1 к Приложению к Письму Банка России от 29.06.2011 N 96-Т изложены Рекомендации по организации процедур управления отдельными видами рисков (далее - Рекомендации), присущими банковскому бизнесу. Так, в рамках применяемых кредитной организацией процедур по управлению кредитным риском должны быть установлены (пп. 1.1 п. 1 Рекомендаций):
- порядок предоставления ссуд и принятия решений об их выдаче;
- методики определения и порядок установления лимитов (лимита риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков), на отрасль (сектор) экономики, прочих лимитов);
- методология оценки финансового положения контрагентов (заемщиков), качества ссуд, определения размера требований к собственным средствам (капиталу);
- стандартные требования, предъявляемые к обеспечению.
Таким образом, для исполнения вышеуказанных требований к организационной структуре банк должен обеспечить распределение между своими структурными подразделениями функций, связанных с принятием рисков и управлением ими. Указанный принцип должен быть соблюден в том числе и при утверждении порядка предоставления банком кредитов и принятия решений об их выдаче.
На основании изложенного применительно к рассматриваемой в тексте вопроса ситуации приходим к следующим выводам:
- банк вправе выдать доверенность своему работнику на подписание от имени банка кредитных договоров и прочих соглашений по продуктам банка;
- банк вправе внести изменение в штатное расписание и ввести новую штатную должность;
- трудовая функция работника (конкретный перечень должностных обязанностей, подлежащих выполнению), который займет указанную должность, должна быть определена в установленном банком порядке: определена либо в трудовом договоре, либо в должностной инструкции. Полагаем, что в целях реализации принципа распределения функций, связанных с принятием банком на себя кредитного риска (заключением кредитного договора) и управлением кредитным риском (принятием решения о заключении кредитного договора), в трудовой функции по рассматриваемой вводимой должности должно быть закреплено, что он вправе подписывать кредитный договор лишь при условии наличия решения уполномоченного органа банка (кредитного комитета) о заключении кредитного договора;
- трудовой функцией указанной должности должна быть определена позиция работника в общей организационной структуре банка: указано, кому подчиняется и кого может замещать работник на данной должности, работой каких подразделений руководит. В описании трудовой функции должно быть определено и фактически соблюдено при назначении конкретного работника на указанную должность, что работник, занимающий указанную должность, не относится к лицам, перечисленным в ч. 9 ст. 11.1 Закона N 395-1. При этом в связи с тем, что банк не планирует относить работника, занимающего должность вице-президента по развитию бизнеса, к лицам, перечисленным в ч. 9 ст. 11.1 Закона N 395-1, и назначение работника на должность будет осуществлено без согласования с Банком России, полагаем, что во внутреннем документе банка, закрепляющем распределение полномочий между руководителями банка (в том числе вице-президентами и иными руководителями, непосредственно подчиняющимися президенту банка), необходимо указать, что рассматриваемая вводимая должность подчиняется президенту - председателю правления, но не обладает статусом его заместителя (кроме полномочий, возложенных на него в соответствии с оформленной доверенностью по подписанию соответствующих договоров). В противном случае полагаем, что существует значительный риск квалификации регулятором назначения работника на вновь введенную должность без согласования его кандидатуры с Банком России как нарушение банком требований Закона N 395-1 и Положения Банка России N 625-П.

Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
14.07.2021



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!