Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Должен ли работодатель при заполнении и передаче сведений о работниках, прошедших вакцинацию, получать согласие у работников на указание в сведениях их номеров СНИЛС, полиса ОМС, паспорта и телефона? Вправе ли работники потребовать от работодателя компенсацию, если такое согласие не было получено?

style="max-height: 50vh;">
Вопрос: Должен ли работодатель при заполнении и передаче сведений о работниках, прошедших вакцинацию, получать согласие у работников на указание в сведениях их номеров СНИЛС, полиса ОМС, паспорта и телефона? Вправе ли работники потребовать от работодателя компенсацию, если такое согласие не было получено?

Ответ: При наличии соответствующих мотивированных постановлений главного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя и актов органов государственной власти субъекта РФ согласие работника на передачу органам государственной власти его персональных данных, в частности номеров СНИЛС, полиса ОМС, паспорта и телефона, по нашему мнению, не требуется.
Таким образом, оснований для выплаты компенсации работнику за передачу работодателем соответствующей информации органам государственной власти не имеется.

Обоснование: Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ)).
Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
Обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (п. 1 ст. 86 Трудового кодекса РФ).
Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов (ст. 87 ТК РФ).
Работодатель не может сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 88 ТК РФ).
Лица, виновные в нарушении положений законодательства РФ в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 90 ТК РФ).
Работодатели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ)).
К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, в частности, относятся профилактические прививки, проводимые в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 2 ст. 25, п. п. 1, 3 ст. 29, ст. 35 Закона N 52-ФЗ).
Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ)).
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители вправе выносить мотивированные постановления, в частности, о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона N 157-ФЗ).
Прививка от коронавируса становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной (п. 1 Письма Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ).
Так, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 N 1 (далее - Постановление N 1) руководители организаций и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории г. Москвы, в определенных сферах были обязаны в срок до 15.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ, не менее 60% от общей численности своих работников и исполнителей по гражданско-правовым договорам (п. п. 1, 2 Постановления N 1).
Требования об обязательной вакцинации не распространяются на лиц, имеющих конкретные противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции, которые подтверждены медицинским заключением (п. 3 ст. 11 Закона N 157-ФЗ, п. 3 Постановления N 1, п. 11 Письма Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ, п. п. 2.11, 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35, 8.5 Временных методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" к Письму Минздрава России от 16.07.2021 N 30-4/И/2-11042).
Для подтверждения выполнения требований Постановления N 1 предусматривалось представление организациями и индивидуальными предпринимателями в электронном виде с использованием личного кабинета на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы соответствующих сведений по установленной форме с учетом сроков, установленных Постановлением N 1 (п. 14 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ).
В частности, предоставлялась следующая информация о работниках (Приложение 2 к Указу Мэра Москвы N 68-УМ):
- СНИЛС;
- номер полиса ОМС;
- серия и номер документа, удостоверяющего личность, или патента (для иностранных граждан);
- номер мобильного телефона.
Отметим, что обработка персональных данных допускается в том числе в случае, если она необходима (п. п. 4, 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ):
- для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг;
- для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных, в частности, в п. п. 4, 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ (ч. 8 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).
Таким образом, при наличии соответствующих мотивированных постановлений главного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя и актов органов государственной власти субъекта РФ согласие работника на передачу органам государственной власти его персональных данных, в частности информации о СНИЛС, номеров полиса ОМС, паспорта и телефона, по нашему мнению, не требуется. В таком случае и оснований для выплаты компенсации работнику за передачу работодателем соответствующей информации органам государственной власти не имеется.

С.В. Авдеев
Государственная инспекция труда
в Орловской обл.
18.08.2021



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!